National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Бактерии мутировали и не боятся антибиотиков

20 ноября 2015
/upload/iblock/02b/02b01017a1289a715ab6aaf37334aa9b.jpg
Фото: University of Michigan School of Natural Resources/Flickr.com
/upload/iblock/aa3/aa344d5ddad6dd703a9a20679e3b8ae7.jpg
Фото: University of Michigan School of Natural Resources/Flickr.com
/upload/iblock/89f/89fd5ff201f19e734fcd61b2c1024a1f.jpg
E. coli
Фото: Niad/Flickr.com
/upload/iblock/0bc/0bc8345c34fb1e8bf0405b9a1e2ab669.jpg
Фото: Umberto Salvagnin/Flickr.com
На юге Китая обнаружены бактерии, устойчивые к антибиотикам последнего поколения. Они могут содержаться в мясе и передаваться людям, употребившим его в пищу. Это делает человека беззащитным перед инфекциями.
Бактерии мутируют достаточно часто, но до сих пор наука оперативно отвечала на этот вызов. Наиболее эффективными в борьбе с опасными микроорганизмами на настоящий момент являются антибиотики последнего поколения из класса полимиксинов. В медицине активно применяется один из препаратов этой группы – колистин. Но недавно ученые из Южнокитайского агрономического университета в Гуанчжоу открыли ген MCR-1, отвечающий за устойчивость к колистину. Он выработался у сельскохозяйственных животных как ответ на чрезмерное поступление в организм колистина. Как оказалось, китайские фермеры использовали этот антибиотик в больших количествах для стимулирования роста кур и свиней.
Теперь даже запрет на использование колистина в животноводстве не способен исправить ситуацию: MCR-1 закреплен на плазмидах (двухцепочечных кольцевых молекулах ДНК, способных реплицироваться автономно). При этом мутировавший ген передается от одной бактерии к другой, усиливая устойчивость к антибиотикам. По данным ученых, он уже содержится в штаммах кишечной палочки E. coli, возбудителя пневмонии K. pneumoniae и других опасных для здоровья человека микроорганизмах. На территории Южного Китая бактерии, содержащие MCR-1, обнаружены в 15% проб мяса. Появляются и первые свидетельства заражения людей: мутировавшие E. coli найдены в 78 из 523 образцов сырого мяса, у 166 из 804 животных, а также в 16 из 1322 проб, взятых инфицированных пациентов. Специалисты Всемирной организации здравоохранения сравнивают сложившуюся ситуацию с «эпохой до изобретения антибиотиков». Они напоминают, что во время пандемии гриппа в 1918 году, за десять лет до открытия пенициллина, умерло от 50 до 100 миллионов человек, и виной тому, по большей части, был не вирус гриппа, а бактериальная пневмония. Повторение подобного сценария вполне вероятно, но каким образом можно бороться с бактерией-мутантом, ученые пока не понимают. Специалисты дают единственно возможную пока рекомендацию: не употреблять в пищу сырое или плохо приготовленное мясо. Прочтите о бактериях, позволяющих справиться с ожирением; узнайте, где в самолете находится больше всего бактерий.