Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Бактерия открыла для себя новые возможности на МКС

23 марта 2016
/upload/iblock/549/5497f09c3890498e751aac209000516b.jpg
Фото: John Voo/Flickr.com
/upload/iblock/07f/07f2eee5a0e458237d0a9c949c8be78f.jpg
Фото: NASA/Flickr.com
Бактерия Bacillus safensis, уже однажды удивившая ученых, предложила им новую загадку. Выяснилось, что этот микроорганизм размножается в космосе на 60% активнее, чем на Земле.
Грамположительная палочковидная бактерия Bacillus safensis впервые была обнаружена американскими учеными в 2004 году на поверхности космических аппаратов. Как оказалось, несмотря на все методы обработки, часть микроорганизмов способна выжить, и в первую очередь – фирмикуты (Firmicutes). Этот тип бактерий устойчив к ультрафиолетовому и гамма-излучению, высокой концентрации соли и другим губительным факторам. Бациллы (Bacillus), включающие около 217 видов, относятся к фирмикутам и соответственно обладают подобной живучестью. Обнаружив бациллы на поверхностях марсоходов Opportunity и Spirit, ученые предположили, что эти аппараты могли занести на Красную планету жизнь. Найденная бактерия получила название Bacillus safensis – в честь одного из подразделений Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства, Spacecraft Assembly Facility (SAF). А недавно Bacillus safensis преподнесла исследователям новый сюрприз. Из числа 48 штаммов непатогенных микроорганизмов, отправленных на Международную космическую станцию в рамках эксперимента, только она повела себя необычным образом. Бактерия начала размножаться на 60% активнее по сравнению с ее же колонией в лаборатории на Земле. При этом условия на МКС были приближены к обычным: температура поддерживалась на уровне +22 ºC, влажность составляла около 60%. Главным отличием могла бы быть сила тяжести – в космосе бактерии находились в условиях невесомости. Однако ученые не видят связи гравитации с ростом числа микроорганизмов: они настолько малы, что невесомость не может оказывать влияния на их физиологию и обмен веществ. Результаты открытия опубликованы в журнале Peer J. На следующем этапе исследований специалисты проведут углубленные тесты с бактериями, чтобы выделить фактор, влияющий на их рост. Необходимо также понять, как эти микроорганизмы будут вести себя на поверхности других планет. Поскольку ни одна технология не способна стопроцентно дезинфицировать космические корабли – следует просчитать модели поведения бактерий во внеземных условиях. Узнайте о микроорганизмах больше.