Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Бактерия поможет справиться с ожирением

Наталья Иншакова
16 апреля 2015
/upload/iblock/d5f/d5f9804424a33130b7c296ddbb49426c.JPG
Модифицированная кишечная палочка может стать новым лекарством от ожирения.
Фото: Flickr/MadLab Manchester Digital Laboratory.
Ученые из университета Вандербильта создали генетически модифицированную бактерию, уменьшающую аппетит и массу тела. Свое изобретение они представили на съезде участников Американского общества химиков.
Материалом для супер-бактерии послужила обыкновенная кишечная палочка – ее непатогенный штамм, широко используемый в качестве пробиотика. Ученые поместили в нее гены, отвечающие за производство NAPE-молекул, которые подавляют голод и естественным образом вырабатываются в кишечнике после еды. Известно, что у больных ожирением нарушено производство этих молекул, и отчасти поэтому они не могут контролировать количество съедаемой пищи. Для того, чтобы протестировать свое изобретение, исследователи добавили модифицированные бактерии в обычную питьевую воду. Затем они посадили подопытных мышей на очень калорийную диету с повышенным содержанием жиров и поделили их на две группы: первым давали пить простую воду, вторым – воду с бактериями. Выяснилось, что мыши из второй группы самостоятельно урезали количество еды, набрали в среднем на 15% меньше веса и, в отличие от животных из первой группы, не заболели диабетом. Интересно, что эффект сниженного аппетита сохранялся еще 12 недель после того, как мышей перестали поить водой с бактериями. Это означает, что даже генетически модифицированные микроорганизмы могут прижиться в пищеварительном тракте. Это открытие сулит много надежд, но ученым еще предстоит основная работа. Необходимо протестировать бактерии на людях, а также придумать, как предотвратить их неконтролируемое размножение. В целом, изобретение имеет шансы на успех: доказано, что кишечные микроорганизмы играют важнейшую роль в регуляции веса. Бактерии могут стать мощным оружием для борьбы с ожирением. Читайте другие наши статьи о борьбе с ожирением - про гены, отвечающие за ожирение, и о том, почему не стоит питаться фаст-фудом.