Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Билингвизм улучшает развитие мозга у детей

Наталья Иншакова
06 апреля 2016
/upload/iblock/d4b/d4b91a04981ef7e207f6b94864bc33b2.jpg
/upload/iblock/901/9018d830c567a7686fb9820df52e45e1.jpg
/upload/iblock/5c5/5c5f100ca47d950e9f818bdf9799b655.jpg
Нейроны мозга.
Фото: Pixabay
Ученые из Вашингтонского университета выяснили, что дети-билингвы развиваются иначе, чем их сверстники, говорящие лишь на одном языке.
Родители двуязычных малышей часто волнуются, не будут ли их чада отставать в развитии – известно, что из-за лингвистической перегрузки маленькие билингвы начинают говорить позже ровесников. Новое исследование американских биологов доказывает, что беспокоиться не о чем: по степени развития мозга билингвы превосходят сверстников. В эксперименте принимали участие 11-месячные малыши – считается, что именно в этом возрасте начинает развиваться би- или монолингвизм. Половина из них воспитывалась в англоязычных семьях, половина – в смешанных (испано-американских). Для оценки их мозговой деятельности ученые применили магнитную энцелографию – метод, позволяющий предельно точно определить активность тех или иных зон мозга. Детям предложили прослушать 18-минутную запись разных звуков, среди которых отчетливо угадывались английские или испанские фонемы. Оказалось, что дети из смешанных семей лучше и быстрее распознавали языковые фонемы, причем в равной степени английские и испанские. Кроме того, у билингвов аппарат зафиксировал необычно сильную активность префронтальных зон мозговой коры. Они отвечают за исполнительные функции организма: беглость речи, быстрое планирование, самоконтроль, адаптацию к переменам. Это значит, что изучение двух языков уже в раннем детстве развивает не только лингвистические навыки, но и личностные качества.