Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Биологи случайно нашли древние подводные вулканы

14 июля 2015
/upload/iblock/a90/a901f3d8fd80ab5e143a817f9861420c.png
/upload/iblock/e86/e861650457dff5a07275eaa9c6c5cf51.jpg
/upload/iblock/0d0/0d0f433d12047e60cb7453cccd98ebcb.png
/upload/iblock/ef3/ef385719d617e360a5b677d4f37526ce.jpg
Фото: Australian National University
На глубине 5 километров у берегов Австралии найдены четыре огромных вулкана возрастом около 50 миллионов лет. Открытие получилось случайным: сделавшие его биологи изначально искали личинки омаров.
Группа специалистов из университета Нового Южного Уэльса и Австралийского национального университета работала на борту исследовательского судна Investigator. В задачу входило изучение популяции омаров: поиск мест их нагула и вывода потомства. Работа велась по заказу австралийского Государственного объединения научных и прикладных исследований (Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation, CSIRO), ее финансирование составляло $120 млн. Благодаря этому судно оснащено самым современным оборудованием: в частности, новейший гидролокатор способен моделировать дно океана в 3D-формате, пробиваясь на практически любую глубину. На предыдущем судне Southern Surveyor, которое CSIRO использовало для исследований, эхолот имел ограничение в 3 километра. Именно это технологическое различие и позволило совершить открытие. В 250-ти километрах от Сиднея на глубине 4900 метров ученые обнаружили четыре кратера потухших вулканов. Они располагаются 20-километровой грядой на дне, а их возраст оценивается приблизительно в 50 миллионов лет. Кратер самого крупного, 700-метрового вулкана достигает 1,5 километра в диаметре.
Морские биологи, совершившие открытие, отмечают, что в наши дни человечество больше знает о поверхности Луны, чем об океанских глубинах. Исследования в этой части акватории будут продолжены: неподалеку могут располагаться и другие потухшие вулканы, что позволит получить новые данные о строении земной коры, об истории отделения Новой Зеландии от Австралии и так далее. Однако в ближайшее время рассчитывать на это не придется: финансирование, выделенное на обслуживание нового эхолота, полностью закончилось, и теперь ученым придется ждать нового финансового года. Вместе с тем, миссия судна Investigator была крайне успешной: биологи не только совершили захватывающее открытие из области вулканологии, но и выполнили свою прямую задачу, обнаружив значительное скопление личинок омаров в самых разных местах. Познакомиться с результатами проделанной работы можно на сайте Австралийского национального университета.