Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Богатейшие запасы золота и серебра найдены в вулкане в Новой Зеландии

25 августа 2015
/upload/iblock/9d4/9d43bdc1a5ab3d15d7627a7a4e19fc06.jpg
Champagne Pool - часть вулканической зоны Таупо.
Фото: Christian Mehlf?hrer/Wikipedia
/upload/iblock/c46/c4630b41037010f7d552253b1222e6ec.jpg
Озеро Таупо - популярное место отдыха.
Фото: Abaconda Management/Flickr.com
/upload/iblock/454/454ba2fd67b22a87154320c71880ad67.jpg
Вулкан продолжает подавать признаки активности.
Фото: Herry Lawford/Flickr.com
В новозеландской вулканической зоне Таупо обнаружены большие концентрации золота и серебра. Драгоценные металлы содержатся в геотермальных водах на двух участках: Ротакава и Мокаи.
Исследование проводили геофизики из США и Новой Зеландии. Они анализировали породы, выстилающие стенки геотермальных колодцев, а также концентрацию металлов в воде. Выяснилось, что в ряде случаев она превышает 20 частей на миллиард для золота и 2000 частей на миллиард для серебра.

Металлы попадают в разогретую магмой воду и вымываются на поверхность, осаждаясь на различных породах. Всего было найдено шесть «водных» месторождений; в общей сложности они могут приносить до 70 килограмм золота и 7,5 тонн серебра каждый год. При этом ученые полагают, что и в других гидротермальных источниках Таупо могут содержаться десятки тонн золота, однако там концентрация в осадке крайне мала: до одного миллиграмма в килограмме. Итоги научной работы опубликованы в журнале Geothermics.

Вулканическая область Таупо находится на Северном острове Новой Зеландии. Произошедшее более 26 000 лет назад 8-балльное извержение Таупо (также известное как извержение Оруануи) считается крупнейшим в мире за последние 70 000 лет.

На основе анализа вулканического материала исследователи разделяют это событие на десять этапов. Во время ранних фаз началось формирование гигантской кальдеры, ее расширение завершилось на последнем этапе. Сейчас кальдера Таупо частично заполнена озером, носящим то же имя. Последнее значительное извержение вулкана (7 баллов по шкале VEI) произошло около 180 года нашей эры; с тех пор Таупо время от времени подает признаки слабой вулканической активности. Исследователи отмечают, что в настоящее время воспользоваться результатами открытия месторождений не получится: сначала необходимо разработать технологию эффективного и безопасного извлечения полезных ископаемых из данной вулканической зоны. Озеро Таупо – одby из крупнейших пресноводных водоемов региона; любая промышленная деятельность может нарушить экологический баланс, а также отпугнуть туристов.