Журнал №191, август 2019

Самый древний идол

Андрей Журавлев
26 сентября 2018
/upload/iblock/97e/97ed29e499b97957fbac09606b595a87.jpg
Ныне самый древний датированный деревянный идол выставлен в особой климат-витрине, разработанной в НПО автоматики имени академика Н. А. Семихатова.
Фото: Свердловский краеведческий музей имени О. Е. Клера, Екатеринбург
/upload/iblock/d52/d520927cc434cdd6c52067a3d0039cd1.jpg
Реконструкция Большого Шигирского идола, выполненная хранителем музея Дмитрием Лобановым в 1890-е годы.
Фото: Свердловский краеведческий музей имени О. Е. Клера, Екатеринбург
Больший Шигирский идол обнаружили в конце XIX века, но даже сейчас в нем немало тайн и загадок. Только недавно исследования позволили выяснить, что изваяние является древнейшим деревянным идолом, известным науке.

В 1890 году на Шигирском торфянике под Екатеринбургом, где старатели добывали золото, были найдены фрагменты большого деревянного изваяния. Владелец прииска граф Алексей Стенбок-Фермор передал находку в дар музею Уральского общества любителей естествознания (ныне – Свердловский областной краеведческий музей, СОКМ). Тогда же хранитель музея Дмитрий Лобанов воссоздал идола в виде выразительной скульптуры, с руками и ногами. В 1914 году археолог Владимир Толмачёв сделал новую, столбовидную (высотой 5,3 метра), реконструкцию. А вот о времени создания необычной скульптуры в те годы, да и много позднее, только гадали: предположения ученых расходились от эпохи неолита до раннего железного века.

Лишь в наши дни с помощью проведенного совместно с немецкими учеными радиоуглеродного анализа отдельных годовых колец удалось установить, что Большой Шигирский идол был сделан еще в начале мезолита – 11 тысяч лет назад. «Новые исследования скульптуры выявили, что она изготовлена из цельного ствола лиственницы возрастом почти 160 лет, судя по годовым кольцам, росшей в более суровых, чем сегодня, условиях», – рассказывает специалист по каменному веку Михаил Жилин из Института археологии РАН. «Большой Шигирский идол – свидетельство сложного духовного мира древних уральцев, – считает археолог Светлана Савченко из СОКМ. – Персонажи, вырезанные на нем, возможно, отображают водную и небесную стихии, мужское и женское начало, мир растений и животных – это своего рода миф о сотворении мира».