Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Бразильские ученые переписывают историю динозавров

11 ноября 2016
/upload/iblock/7a5/7a5503ba4182fd420f2ef508885865d0.jpg
Фото: Oregon State University/Wikipedia
/upload/iblock/d8c/d8cf1e61f105298b18465c74067fa34d.jpg
Фото: Current Biology
/upload/iblock/374/374ff891727d089b2ef6cb4a0a4ecd2e.jpg
Фото: Current Biology
Несколько лет назад во время раскопок на юге Бразилии были найдены останки доисторических животных. Исследуя их, ученые не только выделили новые виды динозавров, но и получили новые данные об истории их эволюции.
Раскопки в 2009-2010 годах велись в геологическом парке Palerrota, расположенном в бразильском штате Риу-Гранди-ду-Сул. Исследованием материала, найденного в позднетриасовых отложениях, занимались специалисты из Университета Сан-Паулу и других научных учреждений; его результаты опубликованы в журнале Current Biology. Ископаемые останки принадлежали двум видам динозавров, ранее не известным. Они жили около 230 млн лет назад, то есть были в числе самых первых динозавров. Представитель первого вида, ящеротазовый динозавр (Buriolestes schultzi), имел массу около 7 кг. В длину он достигал 1,5 метров, в высоту - 50 сантиметров. Второй динозавр, лагерпетид (Lxalerpeton polesinensis), был значительно меньше. С массой в 150 г, длиной 40 см и высотой 15 см он скорее напоминал птицу. По результатам анализа зубов был сделан вывод, что первые динозавры, вероятнее всего, не были травоядными, а питались небольшими животными.
/upload/iblock/672/672501ca5c55e3ad21311c792581ba70.jpg
Current Biology
Из числа останков также были выделены кости еще одного существа, и результаты их исследования добавляют новую главу в историю эволюции динозавров. Рядом с Lxalerpeton polesinensis и Buriolestes schultzi покоилось животное из группы Lagerpetids. Между тем, представители этой группы рассматриваются наукой в качестве предшественников динозавров. Ранее ученые полагали, что в ходе эволюции один вид доисторических животных сменял другой, не пересекаясь во времени. Впервые за всю историю палеонтологии представители различных периодов – и предшественники, и более поздние виды – были найдены в одной окаменелости. Это позволяет предположить, что динозавры эволюционировали постепенно – значительно медленнее, чем считалось ранее. На следующем этапе исследования специалисты составят более детальный анатомический атлас новых видов, что, в свою очередь, позволит понять, как позднейшие динозавры приобрели свои характерные черты. Узнайте о других важнейших палеонтологических открытиях.