Журнал №191, август 2019

«Чаша Грааля» из Хакасии

Ксения Колотенко
11 января 2017
/upload/iblock/5bd/5bd0bf53bcd9dce6179393f0bdbe8e41.jpg
12-сантиметровый фрагмент ритуальной курильницы с «личинами» и подвески из зубов животных; окуневская культура, Хакасия.
Фото: ИИМК РАН
«Чашей Грааля» археологи назвали ритуальную глиняную курильницу, принадлежащую загадочной окуневской культуре бронзового века (конец III тысячелетия до новой эры).
Саянская экспедиция Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) и Русского географического общества обнаружила на могильнике Итколь II в Хакасии практически не тронутое захоронение женщины и ребенка с множеством предметов: подвески из зубов животных, ритуальные изделия из кости и рога, сосуды, игольники с костяными иглами, бронзовый нож и 1,5 тысячи бисерин, которыми была расшита одежда, а также сама «чаша».
/upload/iblock/ea9/ea9e5bc441bfecc54ba19eb15bd01279.jpg
ИИМК РАН
«Судя по богатому погребальному инвентарю, – говорит руководитель экспедиции Андрей Поляков, – женщина занимала в обществе особое положение. Курильница, украшенная “солнцеликими” изображениями, позволяет датировать целый пласт древнего изобразительного искусства окуневской культуры – уникального явления эпохи ранней бронзы в Южной Сибири. Культура оставила огромное художественное наследие – “личины”, изображения животных и знаки, высеченные и выгравированные на скалах или валунах. Благодаря новым находкам, можно понять, что подобные изображения сделали именно представители окуневской культуры, и уточнить время создания артефактов». Исследования памятников эпохи бронзы на озере Итколь позволили ученым восстановить пантеон божеств, которым поклонялись люди окуневской культуры – птицы, животные, человекоподобные существа, – и понять, что носители этой культуры имеют самое тесное во всей Сибири родство с американскими индейцами.