National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Человек произошел от существа, похожего на мешок

31 января 2017
/upload/iblock/ae2/ae2c8d1052a972a03927998527c2ecab.jpg
Фото: Simon Conway Morris, Jian Han/Phys.org
/upload/iblock/ed5/ed5d4340132919f07386077fb99d29cc.jpg
Фото: Simon Conway Morris, Jian Han/Phys.org
Микроскопический морской организм, живший 540 миллионов лет назад, мог быть общим предком всех животных, включая человека. К такому выводу пришла международная группа ученых из Великобритании и Китая.
Изучая отложения кембрийского периода в центральной части Китая, ученые обнаружили в них остатки неизвестного ранее организма, в длину не превышающего нескольких миллиметров. Существо, получившее название Saccorhytus coronarius, относится к вторичноротым (Deuterostomia ).

В эту группу многоклеточных животных входят позвоночные (тип хордовые), в том числе и человек. Происхождение вторичноротых до конца не ясно. По общепринятой гипотезе, в ходе эволюции они отделились от первичноротых. Различие между этими группами организмов состоит в формировании ротового и анального отверстий на эмбриональной стадии. Если у Deuterostomia первичный рот превращается в анальное отверстие, а ротовое возникает позднее на противоположном конце зародыша, то у Protostomia рот никуда не перемещается. Современными представителями первичноротых являются, например, улитки, моллюски или кольчатые черви.

Ранее ученые находили остатки вторичноротых возрастом не старше 520 миллионов, и к этому времени они уже эволюционировали в более развитые виды: в иглокожих, кишечнодышащих и даже позвоночных. Saccorhytus coronarius, живший 540 миллионов лет назад, является самым древним из известных на настоящий момент представителем вторичноротых.
/upload/iblock/9d1/9d153f6f45471057b589062663b86453.JPG
Фото: Андрей Журавлев
/upload/iblock/a7a/a7a510d8c42e2747da22596925b6c3a4.JPG
Фото: Андрей Журавлев

Saccorhytus coronarius обитал среди песчинок на дне мелкого моря; он обладал большим ртом и симметричным телом овальной формы. Организм, не имеющий конечностей и напоминающий мешок, был способен перемещаться при помощи сократительных движений покровных тканей. А конические бугорки на теле могли быть зачатками жабр, которые развились на следующем витке эволюции у рыб. Как говорится в статье, опубликованной в журнале Nature, Saccorhytus coronarius является предком всех позвоночных и открывает еще одну важную главу в истории эволюции.

Узнайте про ответвление на генеалогическом древе человека.