Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Челюсти из опала: как открыли уиуорразавров

19 марта 2019
/upload/iblock/339/3398041b3cf06a29e8db559acb7f78d3.jpg
Weewarrasaurus pobeni
Фото: University of New England
/upload/iblock/a40/a405c9e9e2a550b42f9aaf1381ff3f23.jpg
Фото: PeerJ
Коллекционер драгоценных камней обнаружил опалы странной формы – и пожертвовал их ученым из университета Новой Англии.
В Австралии случайно был открыт динозавр нового вида: окаменелости обнаружил торговец опалами, купивший необработанные камни из разработки Уи Уорра в Лайтнинг-Ридж. Эта местность на востоке Австралии (штат Новый Южный Уэльс) чрезвычайно богата на опалы (в частности, на редкие черные).

Более 100 миллионов лет назад здесь находилось внутреннее море. Впоследствии оно исчезло, а останки животных, которые водились на его берегах, окаменели: на месте разрушившейся костной ткани образовались соединения кремния. Так появились «опализированные окаменелости», которые нередко находят горняки.

В 2013 году торговец Майк Побен (Mike Poben) заметил среди вновь купленных камней пару очень необычных образцов, напоминающих челюсть с зубами. Он связался с учеными, и догадка подтвердилась – из шахты были извлечены фрагменты скелета.

00a641129614382e351b19e4dc97c5b9.jpg
James Kuether / University of New England

Побен пожертвовал находку палеонтологам, и те провели ее исследование. К настоящему времени подготовлены его результаты. Оказалось, что останки принадлежали динозавру неизвестного вида! Он получил имя Weewarrasaurus pobeni — в честь месторождения камней Wee Warra и коллекционера Poben, подарившего образцы.

Два найденных Побеном фрагмента оказались нижней челюстью с неповрежденными зубами. Специалисты из Университета Новой Англии установили, что уиуорразавр был чуть крупнее лабрадора-ретривера – около 60 см в высоту, передвигался на задних лапах и питался растительностью. Его голову украшал приметный клюв, а широкие зубы помогали пережевывать пищу.

Находка расширяет знания о доисторической фауне в Австралии. Узнайте, какие динозавры жили в России.