Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Череп доисторического оленя с исполинскими рогами – вот это улов!

11 сентября 2018
/upload/iblock/bb8/bb86de2ef26dd0db6c3b634504e63684.jpg
Фото: Ardboe Gallery
/upload/iblock/88e/88e7d94398d610e527bea625fbfd9fb2.jpg
Фото: Ardboe Gallery
Рыбалка на озере Лох-Ней в Северной Ирландии принесла неожиданные результаты: местный житель выловил череп доисторического оленя.
Удивительную находку 5 сентября сделал решивший порыбачить Рэймонд Макэлрой (Raymond McElroy) из североирландского региона Тирон. Вытащив из воды сеть, мужчина решил, что поймал корягу, но при ближайшем рассмотрении понял, что перед ним – череп с громадными рогами. Рыбак передал свой улов в Музей Ольстера (Ulster Museum), где учёные определили его видовую принадлежность.

Череп принадлежал большерогому, или ирландскому оленю (лат. Megaloceros giganteus). Это парнокопытное из рода гигантских оленей населяло Ирландию в период от 17 000 до 10 500 лет назад. Животное отличалось крупным ростом (более двух метров) и широкими рогами, достигавшими четырёх метров в размахе. Олень обитал на лугах: в леса могли заходить только самки или самцы, сбросившие рога, тогда как самец с таким «украшением» на голове просто не мог там передвигаться – рога цеплялись за ветви деревьев и оставляли статного зверя в ловушке.
К сожалению, именно роскошные рога стали причиной вымирания вида: леса захватывали все новые пространства, оставляя ирландского оленя без привычной среды обитания.

В 2014 году в том же озере Лох-Ней уже находили нижнюю челюсть ирландского лося, и представители музея не исключают, что останки принадлежат одному и тому же животному. Однако череп пока хранится в гараже у рыбака: местные власти до сих пор не приняли решения о том, что с ним делать. Ирландский лось был широко распространен по планете, и в распоряжении ученых всего мира – множество хорошо сохранившихся костей и подобных рогов. На территории бывшего СССР больше всего останков большерогого оленя встречается в стоянках человека древнего каменного века в средних и южных широтах, включая Крым, Северный Кавказ и Казахстан, а целые скелеты найдены на территории Рязанской и Свердловской областей.
Узнайте, какой жук считается самым большим.