Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Черви научат людей отращивать конечности

12 февраля 2014
/upload/iblock/99c/99c96f515141344283dea3ce09e44ad5.jpg
Планария Dendrocoelum lacteum. Автор фото: Eduard Solà.
Некоторые представители мира фауны – рыбы, черви, ящерицы – умеют восстанавливать утраченные части тела. Проведя множество опытов, немецкие ученые немного приблизились к разгадке секрета подобной регенерации. В случае, если им удастся найти ответы на все вопросы – это может помочь и человечеству в медицинских целях.
Научную работу проводила группа исследователей из Института молекулярной клеточной биологии и генетики общества Макса Планка в Дрездене. Ученые задались целью понять, почему одни представители мира фауны могут отращивать только ограниченные части тела, а другие способны практически полностью клонировать себя. В числе последних, например, плоские черви Schmidtea mediterrane. Если разрубить одну особь на сотни кусочков, каждый из них превращается в самостоятельного червя. При этом их регенерация настолько качественна, что даже память у каждой новой особи оказывается идентичной материнскому образцу. Между тем, представители родственного вида, молочно-белые планарии Dendrocoelum lacteum, могут отрастить такой важный орган, как голова, только в случае, если большая часть их тела остается невредимой. Если же телу Dendrocoelum lacteum нанесен значительный ущерб, с регенерацией эти черви не справляются. В ходе опытов исследователи обнаружили у Dendrocoelum lacteum некий «молекулярный выключатель», названный Wnt. Он отвечает за прохождение информации между клетками. Ученые внесли генетические коррективы, отключив этот сигнальный путь, то есть заставив клетки «считать», что переключатель был неактивен. После этого молочно-белые планарии стали использовать свой регенеративный потенциал на полную мощность: вплоть до наращивания головы на небольшом кусочке хвоста. Происходило это в течение нескольких недель, поскольку восстановление всех нейронных связей требует времени. Однако генетически измененные Dendrocoelum lacteum все же смогли это сделать. Открытие «молекулярного выключателя» крайне важно. Но как можно управлять им, наука пока не знает. Продолжая работы в этом направлении, ученые планируют разработать новые методики в регенеративной медицине. Благодаря этому люди, возможно, когда-нибудь смогут «вырастить» утраченные в результате травм конечности.