National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Что за странные вспышки на Земле снял зонд NASA?

16 мая 2017
/upload/iblock/b4d/b4dbdd6af016ab6a51db4c39d1abab7f.jpg
/upload/iblock/b11/b110d90bceaf6e5b45ffb66a6870d250.jpg
/upload/iblock/afb/afbd50b0f2ea93c4c0a0a6d6498ab749.jpg
Фото: NASA's Goddard Space Flight Center
С 2015 года на орбите работает исследовательский аппарат NASA – зонд DSCOVR. Среди множества сделанных им фотографий несколько привлекли особое внимание: на них отчетливо видны странные вспышки в разных уголках Земли. Несколько лет назад специалисты нашли им объяснение.

Вспышки отмечены по всей планете, и не только в населенных местах, но и в совершенно безлюдных областях. Пытаясь найти им объяснения, астрономы NASA обнаружили, что этот вопрос стоял перед их коллегами еще десятилетия назад: на снимках, сделанных зондом Galileo, запущенным для изучения Юпитера в 1989 году, на Земле также можно разглядеть светлые пятна непонятного происхождения. Пару лет назад ведущий специалист Центра космических полетов НАСА имени Годдарда в Гринбелте (США) Александр Маршак рассказал об истории исследования этих пятен.

По его словам, первой версией была идея об отражении Солнца от океана, но затем такие же светлые участки были найдены и в районе суши. Они были слишком велики для того, чтобы являться отражением света от водной поверхности озер и рек. Так ученые пришли к выводу, что вспышки непосредственно с нашей планетой не связаны. По всей видимости, они возникают на удалении от ее поверхности: в тропосферных облаках Земли, парящих на высоте около пяти километров. Свет дает блики, отражаясь от льдинок, развернутых горизонтально относительно камеры космического аппарата.

Дальнейший анализ снимков показал, что камера фиксирует вспышки в том случае, когда данный участок планеты находится прямо под Солнцем. В частности, зимой блики возникают в тропиках южного полушария, летом – на тех же широтах северного полушария, а в дни равноденствия – на экваторе. Посмотрите на солнечное затмение со спутника NASA.