National Geographic №194, ноябрь 2019

Динозавры в миниатюре

Текст: Питер Гвин Фотографии: Айра Блок
04 сентября 2011
/upload/iblock/090/09005c4e48d9d89d7c92ba098edb3360.jpg
Когда палеонтологи Джеймс Кларк и Сюй Син обнаружили множество остатков динозавров, лежащих вместе на небольшом участке, они поняли, что нужно извлечь эту гигантскую каменную «гробницу», не дробя её на части. А потом её пришлось перевезти из Уцайваня в Пекин, за две с половиной тысячи километров. Сперва ученые аккуратно окопали окаменелости, сохранив единый блок, затем обмазали его гипсом. Далее вокруг блока был сооружен ящик, который с помощью лебедки медленно извлекли из земли и по металлическим брусьям-роликам переместили в грузовик. Потребовалось четыре года кропотливой работы в лаборатории, чтобы явить миру драматическую картину, застывшую в камне.
Фото: Дэвид А. Эберт
/upload/iblock/14d/14d4106e31d834ca3fdf7b3a9370602c.jpg
Череп примитивного сухопутного крокодила (Junggarsuchus sloani) из могильника динозавров помог пролить свет на малоизученный этап их эволюции.
/upload/iblock/515/51587bbe9c48fda77f4c54cb2cfe3750.jpg
Когда-то болотистую местность китайской области Джунгарии населяло множество динозавров. А теперь здесь засушливая полупустыня, где рыщут волки и парят ястребы. Местные горные породы – из тех немногих на Земле, что образовались около 160 миллионов лет назад.
/upload/iblock/a01/a0186dbeac1a50b32a028791a50a05c7.jpg
Специалисты обрабатывают окаменелости, найденные в Уцайване, – всего около шестисот. Их хранят в специальных гипсовых контейнерах. Сегодня выявлено сорок видов динозавров, большая часть которых ранее науке была неизвестна.
Фото: Айра Блок
Какого размера достигали предки гигантского тираннозавра? Найденные на северо-западе Китая остатки показали, что они были крохотными. Лишь эволюция заставила их стать великанами.
Что может стать ловушкой для динозавра? И даже не для одного, а сразу для пятерых! Оказывается, достаточно ямы с жидкой грязью, в которой барахтается (или уже нет) другое животное. Один за другим хищники увязают в трясине и, мгновенно забыв об охоте, начинают бороться за собственную жизнь. Но все тщетно: лапы не достают до дна, и животным остается лишь смириться со своей участью и сдаться. А спустя 160 миллионов лет, когда грязь давно превратилась в камень, их остатки обнаружили ученые. Каменную глыбу извлекли из-под земли в районе Джунгарской котловины на северо-западе Китая. Впрочем, эта находка – всего лишь часть впечатляющей коллекции окаменелостей, собранной палеонтологами Джеймсом Кларком и Сюй Сином при поддержке Национального географического общества за последние семь лет. Их неожиданные открытия позволяют больше узнать о малоизученной эпохе геологической истории Земли, которая началась примерно 165 и закончилась 155 миллионов лет назад. В этот период континент Пангея раскололся на части, а динозавры совершили эволюционный скачок.
Тираннозавры были гигантами. А как выглядели их предки? Ученые установили: эти монстры произошли от совсем небольших ящеров, чей вес сопоставим с весом взрослого человека!
Обширные куски суши были отрезаны друг от друга, и животные, оказавшиеся в изоляции, пошли разными эволюционными путями. Так появились новые виды динозавров, в том числе знаменитые рогатые цератопсы, бронированные стегозавры и зубастые тираннозавры. Однако окаменелости наземных животных той эпохи встречаются редко, что всегда ставило палеонтологов в тупик. «Мы могли проследить развитие некоторых групп до данного момента, а более ранних следов не находили», – объясняет Джеймс Кларк, профессор американского Университета Джорджа Вашингтона. В 2000 году Кларк и Сюй Син, молодой многообещающий специалист из пекинского Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии, отправились на разведку в Джунгарскую котловину в Китае. А год спустя ученые организовали туда полномасштабную экспедицию. Они выбрали район Шишугоу – одно из немногих мест на Земле, где на поверхность выходят горные породы времен среднего юрского периода. Около 160 миллионов лет назад здесь были болотистые земли. Они лежали у подножия небольшого горного хребта, изобилующего вулканами. Теперь же – это бесплодные равнины и гряды барханов, тянущиеся вдоль западного края пустыни Гоби. «Мы выбрали именно этот район, потому что заметили там множество окаменелостей мелких животных, – рассказывает Кларк. – Такие окаменелости встречаются нечасто, и найти их сложнее, чем остатки крупных динозавров. К тому же на извлечение из-под земли скелета, например, многотонного зауропода может уйти целый полевой сезон». Итак, палеонтологи Кларк и Сюй Син сделали ставку не на размер, а на число остатков. Их экспедиционная группа, куда вошли китайские и североамериканские палеонтологи и рабочие, надеялась, что эта стратегия поможет лучше понять ход эволюции динозавров. И стоило им лишь начать раскопки, как они обнаружили множество окаменевших черепах, крокодилов, крылатых птерозавров и млекопитающих ранних видов. В остатках многих из этих древних существ в зачаточном состоянии различимы те черты и особенности, которые отчетливее выражены у представителей более поздних видов. Например, у ранних цератопсов череп был снабжен костным наростом, который миллионы лет спустя у их потомков, трицератопсов, превратился в массивный «воротник». А фрагмент скелета стегозавра позволяет предположить, как выглядел представитель знаменитого подотряда бронированных динозавров с рядами гребней на спине. Больше всего Кларку и Сюй Сину хотелось найти какого-нибудь теропода – двуногого плотоядного динозавра из той эволюционной ветви, от которой впоследствии произошли птицы. Поэтому к извлечению из горных пород скелета неизвестного двуногого хищника ученые приступили с особым нетерпением. Раскапывая его, они находили вокруг все новые и новые кости. «Нам стало понятно, что под первым тероподом погребен еще один, – рассказывает Кларк, – и мы предположили, что под ними могут быть еще какие-то особи. И воодушевились еще больше». В конце концов они извлекли каменную глыбу с остатками пяти небольших динозавров. Затем, уже в Пекине, Сюй Син и его лаборанты начали освобождать окаменелые кости от породы с помощью мельчайших сверл и стоматологических буров. Химический анализ камня показал: он состоит по большей части из вулканического пепла – это заставляет предположить, что незадолго до того, как животные погибли, произошло извержение вулкана. Дэвид Эберт из канадского Королевского музея Тиррелла, специалист по геологии из команды Кларка и Сюй Сина, считает, что толстый слой пепла опустился на болото и превратился в опасную вязкую грязь. Следы массивных зауроподов, бродивших по ней, возможно, и становились ловушками для мелких динозавров. Команда обнаружила еще три окаменевшие ловушки. В одной застыл скрюченный скелет крокодила, лежащий возле остатков маленького цератозавра; в другой – три обезглавленных цератозавра. Возможно, головы им отъели хищники, достаточно крупные и потому не увязшие в трясине. В самой любопытной из ловушек обнаружены остатки 75-килограммового тираннозавроида. Его окрестили гванлонгом (в переводе с китайского – «коронованный дракон») – за гребень, идущий от ноздрей до затылка животного. К своему удивлению, под первым гванлонгом палеонтологи нашли другого, поменьше. Они предполагают, что взрослый динозавр попал в яму, пытаясь спасти увязшего там детеныша. Открытие наделало много шума среди палеонтологов. Оказывается, этот динозавр – самый древний и примитивный из всех известных нам представителей тираннозавридов – семейства могучих хищников, которые достигли своего расцвета с появлением грозного ящера тираннозавра. «Эта находка свидетельствует о том, что у тираннозавра, короля “ящеров-тиранов”, были предки весьма скромных размеров, – говорит Томас Хольц, специалист по тираннозаврам из американского Университета Мэриленда. – Выходит, что тираннозавры стали хищниками, стоящими на самом верху пищевой цепочки, только под конец своей истории». Этим летом Джеймс Кларк и Сюй Син приступили к изучению новых участков Джунгарской котловины. «Мы знаем наверняка: нас ждет еще много открытий», – говорит Кларк.