Наука
Древнейший в России античный храм обнаружен на Кубани

Анастасия Баринова
27 июня 2016
Во время раскопок древнегреческой колонии Фанагория на Таманском полуострове был найден самый древний античный храм на территории России.
Фанагория была расположена на берегу Керченского пролива, в 25 км к северо-востоку от другого древнейшего города – Гермонассы. Она была одной из столиц эллинистического Боспорского царства, входила в состав Византийской империи и Хазарского каганата. Населенный пункт был основан около 543 г. до н. э. и покинут в X веке. Исследования античного памятника ведутся Фанагорийской комплексной археологической экспедицией Института археологии РАН при поддержке Фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело».
Раскоп, расположенный в центральной части Фанагории, получил название «Верхний город»: в древности здесь находился акрополь. В 2013 году на этом месте был обнаружен и исследован храм, относящийся к концу V века до н.э. До недавнего времени специалисты полагали, что это - древнейший античный храм из найденных на территории России. Однако в середине июня прямо под его фундаментом археологи нашли остатки его еще более древнего предшественника - так называемого «храма в антах». Его изучение только началось, но специалисты не сомневаются, что он был построен не позднее первой половины V в. до н.э.
Термином «храм в антах» со времен римского историка архитектуры Витрувия (I век до н. э.) принято называть одну из разновидностей эллинского храма. Более ранними прототипами таких сооружений считаются фасады малоазийских и египетских скальных гробниц, говорится на сайте экспедиции.
Обнаруженный храм, как и возведенный позднее на его месте, состоял из небольшого пронаоса (полуоткрытой части между входным портиком и наосом) и наоса (центрального помещения храма). Его общая площадь - около 14,5 кв. м. Он был возведен из сырцового кирпича без фундамента, как и многие из фанагорийских построек того времени.
Необычной особенностью древнейшего сооружения является расположение небольшого алтаря-очага внутри наоса, с левой стороны у входа. Обычно древние греки возводили алтари снаружи храмов, недалеко от входа: для того, чтобы божество, отождествленное с его культовым изображением, могло при таком положении алтаря наблюдать за жертвоприношениями.
Примеры, когда алтари находились внутри храмов, известны, но встречаются реже. В частности, по свидетельствам древнегреческого писателя и географа II века Павсания, три алтаря в одном из главных храмов Афин – Эрехтейоне (V век до н.э.) – располагались именно внутри главного помещения. В таких случаях, как полагают специалисты, жертвенник мог использоваться для бескровных жертвоприношений.
Узнайте о новых находках, сделанных на территории Помпей.
