Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Древние европейцы страдали непереносимостью лактозы

Софья Демьянец
24 ноября 2014
/upload/iblock/473/4731156ddf95a3c4cdc328ee4b1c1dae.jpg
Древние европейцы страдали непереносимостью лактозы ещё в течение 5 тысяч лет после того, как освоили животноводство. Автор фото: Ukko.de.
Когда древние люди перешли от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, в их геномах также произошли изменения. Однако, согласно новому исследованию, адаптации, которые позволяют нам сегодня наслаждаться молочными продуктами без проблем с пищеварением, появились значительно позже.
Для того чтобы прийти к таким выводам, ученым предстояло проанализировать генетическую информацию останков 13 человек, которые жили на равнине Альфёрд в Венгрии. Их скелеты датируются от 5,7 тысячи лет до н.э. до 800 г. до н.э. Ученые считают, что ген толерантности к лактозе появился около 6-5 тысяч лет до нашей эры и, скорее всего, в Северной Европе. Тем не менее, судя по данным исследований, распространялся он очень медленно. Поэтому, утверждают ученые, одно только появление практики доения не было достаточным для того, чтобы стимулировать генетические изменения. Древние европейцы не могли усваивать лактозу ещё в течение 5 тысячи лет после того, как стали получать молоко. Интересно, что местом с наибольшей концентрацией людей, способных переносить лактозу, сегодня является Ирландия. По мнению исследователей, это объясняется наиболее обширной практикой жителей страны пить необработанное молоко, а также культурой, ориентированной на производство молочных продуктов. Источник: Genome flux and stasis in a five millennium transect of European prehistory.