Журнал №189, июнь 2019
Наука
Древние греки боялись зомби
19 июня 2015
/upload/iblock/d3b/d3b2b0f79beb3bdb83510e57703d0b4b.jpg
Древние греки верили в живых мертвецов.
Фото: davidd/Flickr.com
/upload/iblock/6a3/6a3efad9387a35e6de57e3d38875c13e.jpg
Тяжелые камни не позволят зомби восстать из могилы.
Фото: mishra-ajay/Flickr.com
Древние греки не сомневались в том, что мертвые могут ожить. На одном из античных кладбищ археологи нашли этому подтверждение: могилы были надежно укреплены, чтобы зомби не вышли на поверхность.
Необычное открытие совершили американские археологи, работавшие на территории древнегреческого поселения на Сицилии, в районе города Камарина. В ходе раскопок на кладбище Passo Marinaro было обнаружено 2905 захоронений, по большей части дающих обычный исследовательский материал: вместе с телами были погребены монеты, амфоры и другие предметы древнегреческой культуры. Однако два скелета были захоронены иначе: их «утяжелили» и надежно закрепили в могилах. В частности, в гробнице №653 находились останки человека неизвестного пола, страдавшего при жизни от тяжелых болезней и недоедания. Скелет был полностью покрыт крупными тяжелыми черепками амфор, которые, как полагают исследователи, должны были прижать тело и не дать мертвому встать из могилы. Аналогичным образом проводили «в последний путь» ребенка 8-13 лет, чьи останки найдены в могиле №693. Его тело было прижато пятью тяжелыми камнями. Помимо того, по всей территории Passo Marinaro было обнаружено множество katadesmos – ритуальных табличек с заклинаниями против воскрешения мертвых.
Выводы археологов приведены в журнале Popular Archaeology. В пояснительной записке ученые поясняют, что некрофобия («боязнь мертвых») присутствует в греческой культуре от времен неолита до наших дней. Люди полагали, что покойные могут восставать из могил, и даже физическая защита мертвого тела (укрепление камнями) не всегда помогала: некроманты могли вызывать души умерших. Археологи подчеркивают, что находка вполне соответствует множеству исторических текстов, в которых говорится о вере греков в существование «нежити». Могилы с необычными захоронениями находят во многих уголках мира. В Болгарии и других балканских странах, где сильна вера в вампиров, археологи до сих пор обнаруживают тела, пронзенные колом и с отделенной головой. И хотя существование живых мертвецов или вампиров среди людей наукой не доказано – для живой природы это вполне распространенное явление. Прочтите про крабов-зомби и африканского кровососущего паука.