Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Древние птицы не могли высиживать яйца

26 марта 2018
/upload/iblock/826/826f97985d63d9fad0a5e6de13513089.jpg
Фото: Durbed/Wikipedia
/upload/iblock/01a/01ad5bb550b320c94cbd03180d89b325.jpg
Фото: Wikipedia
Международная группа палеонтологов представила гипотезу, заставляющую пересмотреть историю эволюции птиц. Ученые считают, что древние птицы не могли высиживать яйца из-за своего огромного веса.
Специалисты по мезозойской фауне Чарльз Димин (Charles Deeming) из Великобритании и Геральд Майр (Gerald Mayr) из Германии изучают эволюцию птиц. Одним из ключевых вопросов является их репродуктивный цикл и связанное с этим поведение. Однако имеющиеся в распоряжении науки окаменелости не позволяют точно оценить размер яиц и сопоставить каждую из находок с конкретным видом птицы.

Для решения поставленной задачи палеонтологи применили собственный метод. За основу исследования они взяли данные о массе тела конфуциусорнисов (лат. Confuciusornis), архиоптериксов (лат. Archaeopteryx) и еще 19 видов вымерших птиц, живших в мезозойскую эру (от 250 до 24 млн. лет назад), а приблизительные размеры яиц ученые рассчитали, исходя из расстояния между тазовыми костями птицы. Наконец, средние показатели соотношения длины и ширины яйца в сочетании с гистологическим анализом окаменелостей позволили вычислить массу и прочность яиц.

В результате выяснилось, что ископаемые птицы физически не могли высиживать своих птенцов: они были на 10-30% тяжелее предельного веса, который могла выдержать скорлупа. Если после кладки ископаемые птицы все же оставались в гнезде, это объяснялось необходимостью защищать потомство от врагов. У современных пернатых таз шире, что позволяет им откладывать более крупные (а значит, более прочные) яйца: они способны выдерживать вес родителя, который в 2-3 раза тяжелее.

Эта анатомическая особенность развилась у птиц в самом конце их эволюционного пути, приблизительно за последние 100 млн. лет, то есть на миллионы лет позже появления первых птиц на планете. Согласно выводам Димина и Майра, только тогда и произошел переход к высиживанию (контактному инкубированию), что позволило современным птицам закрепиться, а отсутствие этого умения, в свою очередь, стало одной из причин вымирания древних видов.

Не все палеонтологи согласны с коллегами: они напоминают, что выводы сделаны на основе теоретических подсчетов размера и структуры яйца.

Посмотрите на ископаемого птенца, застывшего в янтаре.