Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Древние ритуальные подношения со дна озера Титикака: что обнаружили ученые

02 апреля 2019
/upload/iblock/b9a/b9a80781f8c5f7fddc467fb2894f3f7c.jpg
/upload/iblock/637/637ad64d805d3751d020f0f2081a2d8c.jpg
/upload/iblock/803/803a04e810beeee01d8b993719cbd0b9.jpg
Фото: Teddy Seguin/psu.edu
Озеро Титикака продолжает открывать свои тайны.
Южноамериканское озеро Титикака неразрывно связано с доколумбовой историей Америки. В 2000 году итальянские археологи обнаружили на глубине 30 метров каменную террасу, стену длиной около 1 км и вытесанную из камня скульптуру в виде человеческой головы. Такие же скульптуры ученые находят при раскопках Тиуанако, лежащего в 15 км южнее. Во II-IX вв. Тиуанако был крупнейшим городом региона Центральных Анд и центром андской цивилизации.

Одним из самых интересных мест на озере является Остров Солнца – по легендам инков, именно здесь родился бог Солнца. До наших дней на острове сохранилось почти две сотни руин инкской цивилизации, а холмы, преобразованные в террасы, свидетельствуют о развитии сельского хозяйства. В 1980-90-х годах археологи извлекли из вод у побережья острова множество артефактов, связанных с инками, а теперь совершено новое открытие. С помощью гидролокатора и подводной трехмерной фотограмметрии международная группа ученых нашла в геологических отложениях возле рифа Хоа (Khoa Reef) останки принесенных в жертву лам, чаши, украшения из золота, ракушек и камней. Среди наиболее интересных предметов – сосуды для благовоний с изображениями пум – священных животных для жителей Тиуанако.

Ученые полагают, что предметы были затоплены намеренно: рядом с ними находились якоря. Вероятно, дары божествам сбрасывались на дно озера во время ритуалов, проводившихся на лодках.

Известно, что инки пришли к берегам Титикаки не ранее XV века нашей эры, но вновь обретенные предметы – на 500 лет старше. Это говорит о том, что почитавшие этот остров в качестве священного люди были здесь задолго до инков и населяли регион между 500 и 1100 гг. н.э.

Узнайте, как выглядел последний правитель инков.