Журнал №192, сентябрь 2019

Древнюю рыбу назвали в честь National Geographic

Андрей Боцманов
05 мая 2015
/upload/iblock/92d/92df741f6df2a150a0b44cc24ed837c6.jpg
Реконструкция рыбы Natgeosocus sorini.
Фото: Александр Мазин.
/upload/iblock/3d1/3d12526263bf2e6f114d668d675f0d77.jpg
Скелет Natgeosocus sorini.
Фото: Александр Мазин.
Ученые отблагодарили Национальное географическое общество за помощь в проведении экспедиции, назвав в честь него новый род ископаемых рыб.
Natgeosocus – этим именем, в честь NATional GEOgraphic SOCiety, был назван новый род ископаемых рыб, описанный палеоихтиологом Александром Банниковым из Палеонтологического института РАН: так ученые отблагодарили Национальное географическое общество за помощь в проведении экспедиции института на Северный Кавказ. Во время раскопок в Адыгее, на берегу реки Белая, и был найден скелет неизвестной доселе костистой рыбы. Научная ценность ископаемой находки далеко не всегда определяется ее размером и эффектным внешним видом: вот и в этом случае, казалось бы, невзрачная и маленькая – длиной всего 1,5 сантиметра – рыбка стала сенсацией: это лишь второй представитель целого вымершего семейства палеоцентротиды (первый был найден 70 лет назад в Дании). «Речь идет о единственной группе рыб, – рассказывает Банников, – у которых настоящие колючки есть в средней части спинного плавника: прочие костистые рыбы, если имеют такие шипы, то лишь в передней его части, либо колючий плавник обособлен от мягкого». Александр Банников открыл уже 47 видов рыб, относящихся к 26 родам, и все в палеогеновых и неогеновых отложениях Кавказа. Что касается Natgeosocus sorini, то эта рыба обитала в толще воды в обширном внутриконтинентальном полузамкнутом субтропическом водоеме, названном Восточная Паратетис, около 36 миллионов лет назад. Но если водная толща была населена разнообразными рыбами и кальмарами, то затрудненный обмен вод с соседними морями привел к сероводородному заражению придонной части бассейна, как в современном Черном море. Благодаря этому обстоятельству остатки рыб, попавшие на дно, не были съедены падальщиками и хорошо сохранились до наших дней. Узнайте также, каких ископаемых животных назвали в честь Джонни Деппа и Джима Моррисона.