Журнал №189, июнь 2019
/upload/iblock/e64/e6463060c954db1bd8a34ebf3085d277.jpg
/upload/iblock/e9e/e9e9c8418f7a8d51adc22ba4dcb7ff79.jpg
/upload/iblock/4ce/4ce865b7eb3a3646c241f62379345223.png
Фото: NASA
На Международной космической станции работают человекоподобные роботы-астронавты. Самая современная на сегодняшний день модель «Робонавт-2» объявлена лучшим изобретением NASA за 2014 год.
В наши дни все большее число задач может выполняться роботами. Не исключением стал и космос – в помощь астронавтам создаются человекоподобные устройства, которым поручены не сложные, но утомительные для людей задания. Кроме того, роботы могут направляться на опасные участки, минимизируя таким образом риск для человека. Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) с 1997 года работает над созданием и модификацией человекоподобного робота. Его первая модель «Робонавт-1» никогда не покидала Землю. Механизированный торс, передвигающийся на четырехколесной тележке, хорошо показал себя во время тестовых испытаний в пустыне и других экстремальных условиях. В 2006 году проект вышел на новый этап, и через четыре года общественности был представлен «Робонавт-2»: более умелый, бесшумный, ловкий и компактный, а также в четыре раза более быстрый, чем его предшественник. Он оснащен 350 датчиками и 38 процессорами. Робот переправлялся на МКС по частям, получив пару механических ног лишь в прошлом году. После этого устройство, достигающее в высоту 2,4 метра, смогло передвигаться внутри орбитального комплекса под управлением операторов с Земли или кого-либо из членов экипажа.
На борту МКС робонавт проверяет работу воздушных фильтров и выполняет другие текущие задачи. За годы реализации проекта было запатентовано 39 изобретений, а еще несколько заявок находятся на рассмотрении. Многие опробованные робонавтом технологии могут использоваться в земных условиях. Это, например, «робоперчатка» для работы на конвейере крупных предприятий, а также «робокаркас», способный помочь двигаться людям, потерявшим такую способность. А следующее поколение робонавтов будет работать в открытом космосе по несколько суток и даже отправится на Марс. Узнайте, какие в каких профессиях роботы вытеснят человека; прочтите про российских боевых роботов-андроидов.