Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

“Джинн выпущен из бутылки”. Канадцы воссоздали вирус оспы

Илья Минский
08 июля 2017
/upload/iblock/eec/eec3b99d4820321beec076bc7929f87b.jpg
На черепе фараона Рамзеса VI, умершего в 1160 году до нашей эры, были обнаружены пораженные участки, характерные для больных черной оспой.
Фото: Pan American Health Organization PAHO/Flickr.com
/upload/iblock/962/9623db648fa48f2b2f79ca0d1fcf877c.jpg
Начиная со второй половины XX века, глобальная вакцинация позволила победить черную оспу и спасти сотни миллионов жизней, однако будущее может нести новую угрозу.
Фото: Pan American Health Organization PAHO/Flickr.com
Группе канадских исследователей удалось воссоздать возбудитель вируса оспы лошадей – ближайшего родственника черной оспы, одного из самых смертоносных заболеваний в истории человечества.
Работы проводились научной группой из канадского университета Альберта. В основу были положены генетические образцы, которые команда заказала по почте у немецкой коммерческой компании. Стоимость проекта оценивается приблизительно в $100 000. Руководитель группы Дэвид Эванс утверждает, что целью их работы является создание новой, еще более безопасной вакцины от черной оспы, а также изучение ее влияния на раковые клетки. При этом многие ученые опасаются, что публикация научной работы может повлечь и другие последствия – например, помочь террористам в создании биологического оружия. Восстановленный Эвансом и его командой вирус вызывает оспу лошадей (horsepox), которая не представляет опасности для людей, однако биологически очень близка к вирусу черной оспы (smallpox), которая известна человечеству тысячи лет и лишь в XX веке унесла от 300 до 500 миллионов жизней.   В 1979 году Всемирная организация здравоохранения официально объявила о победе над черной оспой (достигнута за счет глобальной вакцинации – прим. Nat-geo.ru). Тогда же было достигнуто соглашение об уничтожении всех оставшихся образцов вируса за исключением двух, которые были переданы в защищенные лаборатории в США и России соответственно. Процесс был завершен в начале 80-х. О работе группы Эванса стало известно еще год назад. Он попытался опубликовать результаты своих трудов в журналах Nature Communications и Science, но получил отказ. По мнению ученого, технология и методики, необходимые для воссоздания подобного типа вирусов, уже вышли в свет. “Увеличил ли я риски тем, что показал, как это делается? Не знаю, возможно. Однако реальность такова, что риск никуда и не уходил”, – заявил канадец в интервью Science. ВОЗ запрещает ученым вести работу над воссозданием полного генома черной оспы, а также живого вируса в лабораторных условиях. Опыт Эванса показывает, что можно приобрести необходимый генетический материал, не поднимая лишнего шума. Что из этого следует? “Не парень из пещеры, конечно, но в достаточной степени укомплектованная команда может повторить такой же трюк. Например, какие-нибудь ребята из лаборатории микробиологии, которые даже еще не успели получить дипломы”, – говорит Питер Джарлинг, вирусолог из Национального института США по исследованию аллергических и инфекционных заболеваний. Впрочем, отвечая на вопрос о необходимости предоставить Эвансу возможность опубликовать свою работу, Джарлинг не колеблется: “Безусловно. Она важна, инновационна, а на данном этапе джинн уже выпущен из бутылки”.