Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

ЕКА готовится к посадке на комету

15 октября 2014
/upload/iblock/f07/f07a9748fc6b2b96e54b0aa0e9686c58.jpg
Изображение приближения «Розетты» к комете Чурюмова — Герасименко. Снимок кометы сделан с «Розетты» 2 августа 2014 года с расстояния около 500 км. Источник: фото аппарата - ESA/ATG medialab; фото кометы - ESA/Rosetta/NAVCAM.
/upload/iblock/754/754794416bb7867fabb34d41fd8e4d19.png
Снимок кометы Чурюмова — Герасименко, сделанный с «Розетты» 14 октября с расстояния 16 км. Источник: ESA/Rosetta/Philae/CIVA.
На 12 ноября 2014 года запланирована первая в истории космонавтики посадка космического аппарата на поверхность кометы. В преддверии этого события в интернете представлен анимационный фильм о том, как будет происходить посадка модуля.
2 марта 2004 года Европейское космическое агентство (ЕКА) запустило космический аппарат «Розетта». Одной из главных целей этого проекта было исследование кометы 67P/Чурюмова — Герасименко. Большинство задач в рамках миссии уже выполнено. В том числе, в августе этого года впервые в истории земной аппарат вышел на орбиту кометы. Впереди преодоление очередного рубежа - на 12 ноября 2014 года запланировано отделение от «Розетты» спускаемого аппарата «Филы» и его мягкая посадка на комету. Космический аппарат «Розетта» был спроектирован для 10 экспериментов по изучению структурных, морфологических, микробиологических и других свойств ядра кометы. Его программа включает несколько пролетов мимо Земли (2005, 2007, 2009 годы), пролет мимо Марса (2007 г.), встречу с астероидами Штейнс (2008 г.) и Лютеция (2010 г). Было сделано множество уникальных снимков, велись онлайн-эфиры. С мая 2011 по январь 2014 года «Розетта» пребывала в стадии бездействия, перейдя к активной фазе, приближению к комете Чурюмова — Герасименко, нынешней зимой. В июле 2014 года космический аппарат получил первые данные о состоянии кометы. Выяснилось, что небесное тело ежесекундно выпускает в окружающее пространство около 300 миллилитров воды и имеет «неправильную» форму. 7 августа 2014 года «Розетта» приблизилась к ядру кометы на расстояние около 100 километров. Изображения поверхности были проанализированы, и в начале сентября 2014 года была составлена карта кометы. Специалисты смогли выделить несколько отдельных областей, каждая из которых характеризуется особой морфологией. Свидетельств, которые бы указывали на наличие участков поверхности кометы, покрытых льдом, найдено не было; одновременно в коме кометы зафиксировано наличие водорода и кислорода. Предпоследнее задание «Розетты», посадка на поверехность кометы Чурюмова — Герасименко, намечено на 12 ноября 2014 года. Специалисты группы обеспечения посадки отделяемого модуля «Филы» (Philae) отобрали пять наиболее перспективных вариантов посадочных площадок; лучшим было признано место в области J на «голове» кометы. Масса спускаемого аппарата достигает 100 килограммов; полезная нагрузка - 26,7 килограмма. Основу его аналитической лаборатории составляют пиролизеры, газовый хроматограф и масс-спектрометр – десять научных приборов в общей сложности. Германский центр авиации и космонавтики создал анимационный фильм о том, как будет осуществляться посадка модуля. В случае успеха предпоследнего этапа будет произведена первая в истории космонавтики посадка земного аппарата на поверхность кометы. А последней задачей «Розетты» (ноябрь 2014 – декабрь 2015) должен стать полет вместе с кометой вокруг Солнца.