Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Эксперимент NASA приняли за атаку инопланетян

08 апреля 2019
/upload/iblock/e6d/e6d05359ed447056641350ffdd305587.jpg
Фото: NASA Wallops
/upload/iblock/38f/38f387bd2f17145e6baa6f0166c5bd18.jpg
Фото: Yang Sutie/NASA
Вместо северного сияния в небе появились яркие необычные вспышки!
В 2018 году NASA начало серию экспериментов AZURE (Auroral Zone Upwelling Rocket Experiment), направленных на изучение потоков частиц в ионосфере. В небо должны были отправиться ракеты, которые на высоте 115-250 километров распылили бы частицы триметилалюминия, бария и стронция. Главной задачей является измерение потоков заряженных частиц в ионосфере.

Весной 2018 года проведению эксперимента помешала погода. Следующее «окно» открылось лишь 23 марта 2019 года, и подходящие атмосферные условия продолжатся до 10 апреля. Две ракеты AZURE, успешно распылившие вещества-маркеры, были запущены вечером 5 апреля с территории космического центра Аннёйа (Andøya Space Center).

После реакции с кислородом триметилалюминий запускает химическую люминесценцию, делая потоки воздуха видимыми. Ионизированный барий создает пурпурно-красные облака, позволяющие следить за потоками ионов в атмосфере, а голубое свечение от неионизованного бария становится маркером для нейтральных частиц. В свою очередь стронций необходим для усиления этого свечения.

Необычные светящиеся узоры были видны в небе на севере Норвегии около получаса, и пока астрофизики собирали научные данные – местные жители решили, что началось вторжение инопланетян.

Изучение полученного материала, как и дальнейшие запуски ракет в рамках миссии AZURE, продолжаются. Посмотрите, как дышит наша планета.