Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Эксперимент по имитации жизни на Марсе закончен

29 августа 2016
/upload/iblock/6a3/6a3fae6001e02df8852d91706c036c2a.jpg
/upload/iblock/ab0/ab0e65ea37597519f46576c162bc58bf.jpg
/upload/iblock/296/296a2117ec26bdd0c38e018b3aa4aa29.jpg
/upload/iblock/1c8/1c8c5222fdf1912705d33f17f6e7b1a1.jpg
Фото: NASA
28 августа завершилась миссия NASA по имитации жизни на Марсе. В условиях, приближенных к инопланетным, ученые прожили ровно год.
Готовясь к будущему пилотируемому полету на Марс, Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA) и другие космические агентства разных стран уже в эти дни проводят различные тесты. Помимо подготовки и проверки техники, крайне важно понимать предельные возможности человека. Путешествие на Марс по самой экономичной полуэллиптической орбите потребует около 9 месяцев полета; все это время люди будут находиться в замкнутом пространстве и необычных условиях, выполняя сложнейшие задачи. Эксперименты с имитацией полета в космос позволяют смоделировать различные ситуации, и одним из наиболее крупных подобных проектов является HI-SEAS, который с 2013 года реализует NASA. На склоне спящего гавайского вулкана Мауна-Лоа был возведен купол, имеющий 11 метров в диаметре и 6 метров в высоту. Место было выбрано из-за сходства с условиями Красной планеты: здесь отсутствует растительность, а почва очень похожа на марсианскую. Первая миссия продлилась четыре месяца; помимо психологии, ученых интересовали возможности «космической кулинарии». Вторая миссия, заняв 120 дней в марте-июле 2014 года, в число задач добавила работу в скафандре вне стен комплекса. Третий этап эксперимента был успешно завершен в июне 2015 года: в «марсианских условиях» ученые жили восемь месяцев. Миссия HI-SEAS IV, начавшись 29 августа 2015 года, завершилась 28 августа 2016 года. Шестеро ученых из США, Германии и Франции могли покидать купол только в скафандрах. В течение рабочего дня они выполняли множество научных задач: например, занимались поисками воды в условиях засухи. Это им удалось благодаря созданию микропарника. Все участники миссии отметили, что успешным оказался и психологический аспект эксперимента: ни срывов, ни конфликтов между «космонавтами» не было. В своих интервью ученые рассказали по возвращении о своих желаниях: поесть свежих продуктов, искупаться в море, наверстать упущенный за год культурный пласт и, конечно же, проводить как можно больше времени с семьей. О планах по проведению пятой миссии HI-SEAS заявлено не было. Между тем, проект NASA не является самым длинным из подобных. Ранее Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН под эгидой Роскосмоса и Российской академии наук проводил миссию «Марс-500». В ее рамках ученые жили в условиях, приближенных к космическим, на протяжении 519 дней. Узнайте, готовы ли вы к полету на Марс.