Журнал №191, август 2019

Фабрика звезд

Текст: Тимоти Феррис
23 декабря 2011
/upload/iblock/1de/1de630a9b4567b58437a6c7d5aea60b5.jpg
По мере того как сияние сверхновой блекло, разбросанное взрывом вещество сталкивалось с кольцом, состоящим из вещества, выброшенного умирающей звездой за тысячи лет до вспышки, вследствие чего возникали рентгеновские лучи, освещающие кольцо. К 2011 году вещество в центре кольца, диаметр которого примерно один световой год, засветилось ярче: сверхновая вошла в очередную стадию умирания.
Фото: NASA/ESA/Пит Чаллис, CFA
/upload/iblock/7e8/7e8628ee71bc7f9fcb0b4e658f8f20e2.jpg
Самая яркая за последние 400 лет сверхновая напоминает нитку космического жемчуга. Ее разглядели в 1987 году среди гигантских клубов межзвездного газа в туманности Тарантула в Большом Магеллановом Облаке.
Фото: NASA/STSCI/Ассоциация научных институтов по астрономии (AURA)
/upload/iblock/a15/a1574648e33b6fc151707abc17176a03.jpg
Остаток вспыхнувшей сотни лет назад сверхновой, взрывная волна от которой разлетается со скоростью больше 17 миллионов километров в час, висит посреди Большого Магелланова Облака, словно переливчатое рождественское украшение. Изображение получено путем объединения и раскрашивания оптических и рентгеновских снимков.
Фото: NASA/ESA/Рентгеновский телескоп «Чандра»/Смитсоновская астрофизическая обсерватория/STSCI/AURA/Джон Хьюз, Ратгерский Университет
/upload/iblock/c7d/c7d8973fdb70c58caee2d7b45f3db9b9.jpg
Магеллановы Облака, два тонких лоскутка света (справа с краю) делят небо над Патагонскими Андами со стремительной кометой и светлой лентой Млечного Пути.
Фото: Мирослав Друкмюллер
/upload/iblock/51c/51cb40e51391b6a3fb283524bce77516.jpg
Сияние гигантских – в сотни раз массивнее Солнца – звезд пробивается сквозь взбаламученную дымку туманности Тарантула в Большом Магеллановом Облаке. Эта туманность – один из самых активных участков звездообразования в нашей области Вселенной, а строительным материалом для создания новых светил служат газ и пыль, разлетающиеся от взрывов сверхновых.
Фото: NASA/Европейское космическое агентство (ESA)
Галактические спутники Млечного Пути обычно слабеют и гибнут, попав в его гравитационные объятия. Почему же Магеллановы Облака чувствуют себя так прекрасно?
Большое и Малое Магеллановы Облака, виднеющиеся на небе Южного полушария вблизи величественного Млечного Пути, выглядят так, словно оторвались от нашей галактики. Прежде астрономы полагали, что Облака всегда вращались вокруг Млечного Пути примерно на том же расстоянии, что и сейчас, подобно всем прочим, более мелким галактикам, ставшим рабами его гравитации. Однако новые данные свидетельствуют о том, что на самом деле Магеллановы Облака провели большую часть своей жизни куда дальше от нас, и нынешнее сближение – весьма редкий случай. Более ясное представление о прошлом Облаков позволяет астрономам объяснить некоторые особенности этих звездных систем, которые уже давно наводили на мысль: прочие спутники Млечного Пути Облакам не ровня.
Скорее всего, ранее Магеллановы Облака находились на большом расстоянии от нашей галактики и только недавно подошли к ней достаточно близко.
Во-первых, Магеллановы Облака настолько ярки, что издавна привлекали внимание наблюдателей, не вооруженных телескопами, – такими, как, например, спутник Магеллана Антонио Пигафетта, писавший о «скоплениях большого числа небольших звезд». Пигафетта и предложил назвать Облака Магеллановыми. Яркость Облаков объясняется тем, что они находятся близко к нам и содержат огромное количество звезд. В известных нам галактических спутниках Млечного Пути бывает до десяти миллионов звезд – в Малом Магеллановом Облаке их около трех миллиардов, а в Большом, вероятно, и все тридцать миллиардов. Во-вторых, Облака не похожи на растрепанных шаровидных карликов, которые вращаются по близким орбитам вокруг Млечного Пути и других крупных спиральных галактик. Скорее всего, ранее они находились на большом расстоянии от нашей галактики и только недавно подошли к ней достаточно близко, чтобы попасть под воздействие ее гравитационного поля. Возможно даже, что до встречи с Млечным Путем Большое Магелланово Облако было классической спиральной галактикой вроде галактики Треугольника (М33), которая выглядит весьма импозантно, но на самом деле не намного массивнее Большого Облака. В 2006 году группа астрономов, работающая с космическим телескопом «Хаббл», измерила скорость движения Магеллановых Облаков, взяв за ориентир несколько квазаров, находящихся позади них на расстоянии в миллиарды световых лет и, таким образом, представляющих собой что-то вроде неподвижного фона – насколько это вообще возможно во Вселенной, где на самом деле нет ничего неподвижного. Эти измерения показывают, что Облака движутся по сильно вытянутой эксцентрической орбите и, с тех пор как существует Вселенная, приближались к Млечному Пути, помимо нынешнего сближения, еще только один раз. Гипотезу о том, что ранее Облака появлялись вблизи нашей галактики лишь однажды, подтверждает тот факт, что оба они до сих пор содержат значительное количество газа, служащего материалом для создания новых звезд. А мы знаем, что спутники крупных галактик неизбежно отдают свой межзвездный газ более массивным соседям. Потеряв способность рождать новые светила, эти галактики становятся своего рода космическими домами престарелых, населенными преимущественно дряхлыми лысыми звездами. Скорее всего, многие шаровидные карликовые галактики, вращающиеся вокруг Млечного Пути, рано или поздно будут съедены им, как это уже не раз случалось. Что же касается Облаков, то астрономы обнаружили: Малое Магелланово Облако до сих пор продолжает время от времени производить на свет целые выводки новых звезд, причем некоторые появились совсем-совсем недавно – в последние несколько сотен миллионов лет; а Большое Магелланово Облако представляет собой настоящую фабрику звезд, переполненную новенькими скоплениями и похожими на мыльные пузыри оболочками недавно взорвавшихся юных светил. В Большом Облаке бросается в глаза пламенно-красная туманность Тарантула – гигантский район формирования новых звезд, находящийся в 160 тысячах световых лет от Земли, но настолько яркий, что, когда на него направляют большой обсерваторский телескоп, его свет льется из окуляра, словно луч фонарика. Красное свечение туманности Тарантула исходит от газа, который астрономы называют возбужденным водородом. Возбуждает его мощный свет гигантских звезд, которые горят так неистово, что исчерпывают запасы своего ядерного топлива за какие-то миллионы лет (совсем немного, если сравнить со скромницами вроде нашего Солнца, живущими по несколько миллиардов лет). После этого они взрываются, превращаясь в сверхновые. 23 февраля 1987 года в туманности Тарантула был замечен взрыв голубого гиганта, привлекший внимание астрономов, которые и сейчас продолжают наблюдения.