Журнал №191, август 2019

/upload/iblock/7a0/7a0dc6b10831ca8fc74223006a4fc7c7.jpg
Фото: e-Magine Art/Flickr.com
/upload/iblock/870/8706384cb29ea38e2090cee6c28364ff.jpg
Фото: Brian/Flickr.com
Методика излечения инфекций с помощью донорских фекалий оказалась крайне успешной и применяется все шире.
Псевдомембранозный колит - тяжелое инфекционное заболевание, развивающееся на фоне гибели нормальной микрофлоры кишечника. Его возбудителем является анаэробная грамположительная бактерия рода клостридий Clostridium difficile, устойчивая к антибиотикам. В настоящее время в США насчитывается 100 000 человек, страдающих от псевдомембранозного колита. Около 14 000 случаев ежегодно заканчивается летальным исходом, и почти 25% людей заболевает снова после того, как, казалось бы, болезнь осталась в прошлом. Лечение кишечных инфекций с помощью микроорганизмов, содержащихся в каловых массах, практикуется давно. Еще в 1958 году ученым пришло в голову бороться с «плохими» бактериями подсаживанием к ним «хороших». Материал брался из фекалий здоровых людей, но главной проблемой был способ введения лекарства.
Только в прошлом году медикам удалось создать таблетки с замороженными фекалиями, не теряющими своих полезных свойств. Метод является достаточно спорным, и не во всех штатах США он одобрен на официальном уровне. Однако специалисты уверены в его эффективности, и в этих целях продолжают документировать свои эксперименты. В рамках одного из них двадцати людям в возрасте от 11 до 89 лет, страдающим кишечным расстройством, было предложено принимать по 15 капсул с замороженным калом в течение двух дней. 14 участников эксперимента за этот срок излечились от диареи, еще четырем потребовался дополнительный двудневный курс, и только двум пациентам лечение не помогло. Тем не менее, до массовых масштабов фекальной терапии еще далеко: медики говорят о том, что, возможно, в организм пациента вместе с полезными бактериями поступают и вредные. Метод слишком нов и требует дополнительных долгосрочных исследований.