Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Физические упражнения приводят к положительным изменениям в ДНК

Софья Демьянец
09 июля 2013
/upload/iblock/037/0379a3789bb73406f5e4d2e923ef4b88.jpg
Бегуны. Автор фото: Jonathan Steffen.
Даже непродолжительные занятия спортом приводят к положительным изменениям в ДНК и снижают вероятность появления диабета и ожирения.
Ученые из Лундского университета в Швеции попытались выяснить, что происходит с генами в жировых клетках, когда человек занимается спортом. Оказалось, что даже непродолжительная физическая активность приводит к положительным изменениям в ДНК. Известно, что клетки тела содержат ДНК, которая содержит генетическую информацию. А гены имеют так называемые метильные группы (особые молекулы, входящие в состав генов), которые влияют на «экспрессию гена», то есть на то, будет ли ген активирован или дезактивирован. Воздействовать на метильные группы можно различными способами, например, выполняя физические упражнения, придерживаясь диеты или определенного образа жизни. В ходе исследования ученые наблюдали за тем, что происходило с метильными группами в жировых клетках 23 полных, здоровых мужчин в возрасте около 35 лет, которые ранее не занимались спортом. В рамках эксперимента им необходимо было три раза в неделю в течение 6 месяцев заниматься на велотренажерах или аэробикой. Однако не привыкшие к активному образу жизни участники исследования занимались спортом в среднем только 1,8 раз в неделю. Тем не менее, используя специальные технологии, ученые обнаружили, что даже при таком незначительном количестве физической активности положительные изменения произошли в 7 тысячах генов (всего у человека - 20-25 тысяч генов). И, кроме того, модификации произошли даже в экспрессии генов, связанных с диабетом второго типа и ожирением. Полученные результаты были подтверждены и в лабораторных условиях. Ученые «отключили» определенные гены, тем самым уменьшив их экспрессию. И таким образом это привело к снижению накопления жира в клетках. Источник: A Six Months Exercise Intervention Influences the Genome-wide DNA Methylation Pattern in Human Adipose Tissue.

Непоседливые гены