Журнал №191, август 2019

/upload/iblock/057/05769207cc5a525bb57d9aea61b6399d.jpg
Леонардо да Винчи
/upload/iblock/c71/c717de2e735e856299b2c982eb660d8a.jpg
Леонардо да Винчи
Поиск частиц, содержащих ДНК Леонардо да Винчи, — чешуек кожи, отпечатков пальцев, волос — начнут со скрупулезного анализа его картины «Поклонение волхвов», которая находится сейчас на реставрации в Венеции. Каждый квадратный сантиметр картины будут разглядывать под электронным микроскопом.
Участки ДНК, извлеченные из обнаруженных фрагментов органики, сравнят с ДНК ныне живущих потомков да Винчи, а если ученые получат разрешение на эксгумацию, то и с останками, хранящимися в месте предполагаемого захоронения художника в замке Амбуаз во Франции. В случае успеха генетиков — и если под плитой в замке Амбуаз действительно покоятся останки гения из Винчи — появится возможность реконструировать внешний облик Леонардо. До сих пор мы судим о том, как выглядел автор «Моны Лизы», по знаменитому «Туринскому автопортрету», однако прямых доказательств того, что на нем изображен Леонардо да Винчи, нет. Исследователи судят только по мастерству рисунка и сходству портрета с изображением Леонардо в образе Платона на знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа» (в центре с длинной бородой).
/upload/iblock/447/4476a9147c9ca2b7a985fc4b79d60a76.jpg
Рафаэль Санти
Успех проекта также будет означать большой прорыв для искусствоведов. Рынок подделок сегодня оценивается миллиардами долларов: использование анализа ДНК художников для установления подлинности картин может существенно усложнить жизнь мошенникам. «Проект Леонардо» объединяет усилия антропологов, генетиков, историков искусства, микробиологов и других экспертов из Испании, Италии, Канады, США и Франции. С деталями проектам можно ознакомиться здесь.