Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Глубоководный длиннохвостый кальмар впервые попал на видео

31 июля 2019
377.jpg
Фото: EVNautilus
Screen Shot 2019-07-31 at 13.16.35.png
Фото: EVNautilus
Screen Shot 2019-07-31 at 13.18.03.png
EVNautilus
Редкое животное попало в объектив камеры беспилотника «Hercules».

В 2019 году исследовательское судно «Наутилус» отправилось в пятую экспедицию фонда Ocean Exploration Trust. С мая по октябрь биологи исследуют неизученные районы западного побережья США и центральной части Тихого океана. 5 июля беспилотный управляемый аппарат Hercules опустился на 930-метровую глубину в акватории острова Джарвис, расположенного в 2200 километрах южнее Гавайских островов. В придонных водах удалось снять кальмара Asperoteuthis mangoldae.

Этот вид был обнаружен еще в 1972 году, но до настоящего времени люди встретили лишь 18 особей. Формальное описание вида было сделано в 2007 году на основе кальмара, пойманного рыболовами. Поведение этого головоногого животного в дикой природе ранее еще никто не наблюдал.

A.mangoldae обитают в районе Гавайских островов. Их туловище достигает 8 сантиметров, а отличительной особенностью является жесткий хвост со вспомогательными плавниками, чья функция непонятна: в процессе плавания они не участвуют.

Со стороны кажется, будто нечто застряло в кальмаре, но это нечто и есть хвост. Сжимаясь и разжимаясь, A.mangoldae может менять размер хвоста, увеличиваясь более чем в два раза. Ученые предположили, что таким образом кальмар мимикрирует под другое животное – например, под сифонофор. Но остается непонятным, зачем ему это нужно на глубине и в полной темноте.

Узнайте о другом удивительном подводном обитателе – «игрушечной» каракатице.