Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Наука

Город из «Звездных войн» помог ученым сделать открытие

25 июля 2013
/upload/iblock/a89/a899a21c2fcc10c322b4a5e0aa92f63c.jpg
Бархан в Ливии. Автор фото: Luca Galuzzi.
/upload/iblock/083/08384d87769086d39062622a41078403.jpg
Вымышленный город Мос-Эспа.
В Тунисе барханы добрались до декораций вымышленного города Мос-Эспа, угрожая поглотить созданный для съемок «Звездных войн» объект. Однако именно наличие декораций помогло ученым точно вычислить скорость движения барханов.
Вымышленный город с планеты Татуин Мос-Эспа фигурирует в фильме 1999 года «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза». Декорации Мос-Эспы были возведены на юге Туниса, и на их территории было построено два десятка зданий (некоторые из них - это только фасады). Для ученых, которые проводили исследования тунисской пустыни и происходящих в ней процессов, декорации Мос-Эспы стали своеобразной отметкой, с помощью которой можно отследить, насколько сильно отодвинулись барханы в ту или иную сторону. Ученые делали спутниковые снимки этой местности в 2002, 2004, 2008 и 2009 годах, а также лично обследовали её. По их словам, за это время бархан сдвинулся на 130-140 метров и уже начал поглощать некоторые постройки. Так, например, уже полностью засыпана мастерская, где Энакин Скайуокер конструировал свое транспортное средство, с помощью которого впоследствии он выиграл гонку на планете Татуин. Согласно результатам исследования, скорость движения ближайшей к декорациям дюны составила около 15 метров в год. И хотя за последние годы ее перемещение немного замедлилось благодаря осадкам, ученые прогнозируют, что через 80 лет Мос-Эспа будет полностью скрыт под песком. Источник: Dunes on planet Tatooine: Observation of barchan migration at the Star Wars film set in Tunisia.

Звуки песка: почему поют барханы Казахстана