Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Старый космический аппарат «оживят»

23 мая 2014
/upload/iblock/bbc/bbc683163e5dbe82ce07597aa380bf3d.jpg
Группа энтузиастов пожертвовала более 140 тысяч долларов на то, чтобы подарить вторую жизнь космическому аппарату, запущенному в 1978 году и до сих пор вращающемуся вокруг Cолнца.
Космический аппарат International Sun-Earth Explorer-3 («Международный исследователь Солнца и Земли-3») - совместный проект НАСА и Европейского космического агентства. Его длина достигает 1,7 м, диаметр – 1,6 м, а масса - 479 кг. Суммарная мощность солнечных батарей, покрывающих корпус аппарата, составляет 173 Вт. Они питают находящиеся на борту научные инструменты для исследования потоков космических лучей, магнитных полей и радиоизлучения. Изначально ISEE-3 был выведен на гало-орбиту в точку Лагранжа системы Земля-Солнце L1 на удалении 1,5 миллионов километров от Земли. А затем был выполнен ряд других миссий, в частности изучение взаимодействия солнечного ветра с кометной атмосферой и исследование кометы Джакобини— Циннера. В 1997 году проект был закрыт, и аппарату был передан сигнал, дезактивирующий его оборудование. В настоящее время ISEE-3 вращается вокруг Солнца. По мнению тех, кто решил подарить ему вторую жизнь, работают и некоторые из его систем. Группа энтузиастов – инженеры, любители астрономии, программисты, ряд бывших и действующих сотрудников НАСА - решила собрать деньги на возрождение космического аппарата: планируется разработать виртуальный передатчик, расшифровать старые файлы и арендовать радиотарелку в Университете штата Кентукки. Европейское космическое агентство в проекте официально не участвует. Его «вклад» заключается в том, что ISEE-3 был передан энтузиастам. Первый сигнал на ISEE-3 будет послан в конце мая, после чего можно будет запустить его двигатели. В случае успеха проекта аппарат пролетит в 50 километрах над поверхностью Луны 10 августа, и тогда его можно будет вернуть в точку Лагранжа L1. Дальнейшая судьба 36-летнего спутника решится по результатам первой миссии.