Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
История

Антивирус для древностей

Дарья Желнина
14 ноября 2016
На небольшом греческом острове в Эгейском море - Санторини (Тира) - уже более 50 лет ведутся раскопки древнего города. Как сохранить это культурное наследие?
– У нас нередко бывают африканские дожди, – рассказывает таксист Давид, пока мы едем в Фиру, административный центр острова Санторини. – Такие дожди приносят много песка из пустыни. Вся машина потом в пыли. Давид родился в Грузии и неплохо говорит по-русски, хотя и с сильным акцентом. В Грецию он переехал шесть лет назад, живет в Афинах, а летом приезжает работать на Санторини. Город Фира, в который мы держим путь, – одно из самых популярных мест у туристов. Многие приезжают сюда целенаправленно, чаще всего ради свадебной фотосессии, но большинство приплывают с материка или других островов на огромных паромах, которые то и дело причаливают к берегам Санторини. И тех, и других манит вид белых домиков, рассыпанных на склоне, с которого открывается умопомрачительный вид на кальдеру вулкана.
/upload/iblock/e23/e23d43ad2692a7fe57fa561c8eb74fc9.jpg
В 1500 - 1646 годах до нашей эры произошло разрушительное извержение. А 1960-х годах уже нашей эры во время раскопок под толстым слоем вулканического пепла были обнаружены развалины древнего города, чудом сохранившегося до наших времен. Настоящее название этого поселения до сих пор неизвестно, но для простоты все называют его так же, как и небольшой городок, рядом с которым ведутся раскопки, – Акротири. “В самом начале наших раскопок рабочих здесь было больше, чем ученых, ведь нужно было расчистить площадку для исследований. А археологов было лишь двое – профессор Маринатус и я, – рассказывает Кристос Думас, директор раскопок. Именно профессор Маринатус позвал тогда еще молодого специалиста Кристоса Думаса работать в Акротири. – В те времена единственным транспортом на Санторини были ослы, а автобус из Фиры до Акротири ходил только раз в неделю”. Спиридон Маринатус приехал в Акротири в 1967 году, и большую помощь ему оказали местные жители, которые после сильных дождей находили фрагменты глиняной посуды и фресок. Сами того не подозревая, они помогли Маринатусу подтвердить его гипотезы о том, что здесь сохранились следы древнейшей культуры. “Уровень образования в Акротири был настолько низким, что местные жители, которые работали на раскопках, не могли расписаться на чеке с зарплатой. Они просто ставили отпечаток своего большого пальца. Почти 99% людей были безграмотными”, – продолжал Кристос Думас. Одно из самых сильных впечатлений за долгие годы работы в Акротири на доктора Думаса произвела первая найденная фреска. – Мы назвали ее “Весна”. Она хорошо сохранилась под толстым слоем вулканического пепла, и нужно было только аккуратно ее очистить. По мере того, как мы сдували с нее “пыль”, нам постепенно открывалась вся картина. То и дело мы вскрикивали: “Смотри, здесь лилии! Смотри, горы”. Конечно, мы были поражены! Но потом все эти находки превратились в рутину.
/upload/iblock/443/44310e85391d4cd94538dcbbdf66d17d.jpg
Фреска "Весна".
Сегодня работа над каждой такой картиной занимает около 10 лет. В лаборатории фресок на каждом столе лежат сотни пронумерованных кусочков цветной штукатурки.
Для того, чтобы понять, какую работу приходится проделывать специалистам, можно представить себе, как тысячи деталей разных мозаик вдруг взяли и перемешали между собой. И теперь из них нужно собрать несколько картин, но что они должны собой представлять – неизвестно. Но несмотря на всю сложность этой работы, благодаря найденным фрескам и некоторым другим артефактам исследователи смогли определить, что древний город относился к Минойской цивилизации. Как и сегодня, местные жители Акротири уделяли большое внимание внешнему виду своего жилища. Росписи в домах были не только на стенах, но и на потолке, и даже на полу.
/upload/iblock/92e/92e0ca37f2148d7bdc4c552691e1c7ad.jpg
- По мере того, как человек передвигался вдоль стены с первого этажа вверх по лестнице, он перемещался во времени, - рассказывает архитектор Клэри Паливу. - Например, на этой картине (вверху) сначала взору предстают молодые женщины, которые собирают в корзины крокусы. В то же время мы видим несколько уровней: нижний – для людей, а верхний – для богов. Так как человеку нельзя вступать в прямой контакт с богом, для их общения нужен был посредник. Таким посредником стала обезьяна, которая передает собранные женщинами цветы богине, восседающей на самой вершине.
/upload/iblock/e10/e1027c2a4b9328d84671e9ec1884bde8.jpg
Чтобы увидеть фреску целиком, нажмите на лупу.
Когда доктор Паливу только приехала на раскопки в Акротири, она была на седьмом месяце беременности. “Тогда мне никто не разрешал и шагу ступить – я была уже достаточно большой и не очень расторопной. Причины для беспокойства коллег не были беспочвенными, ведь доктор Маринатус погиб на раскопках в результате несчастного случая. Мне же было интересно узнать, зачем в стене одного из домов было странное отверстие, уходящее вниз под землю. Поэтому, когда все ушли на обед, я решила проверить, что же там такое. Я нащупала рукой, что отверстие было достаточно глубокое, полезла туда и свалилась. Выбраться самостоятельно я не могла. Ничего интересного я там не обнаружила, поэтому пришлось звать на помощь. Вытаскивали меня тогда, как хлеб из печи”. Благодаря рассказам Клэри Паливу абстрактные на первый взгляд развалины превращаются в разрушенные лестницы, ведущие на второй, окна, двери - и вот воображение рисует двухэтажный дом, в котором уже тогда была канализация. Хотя это и сложно назвать канализацией в современном понимании слова. В полу на втором этаже было отверстие с трубой, которая спускалась вниз до первого этажа и уходила под землю. “Мы смогли узнать многое о жизни в древнем Акротири, - рассказывает доктор Кристос Думас. - Но мы до сих пор не нашли человеческих останков. Возможно, люди знали о надвигающейся катастрофе, поэтому они смогли покинуть остров. На большинстве фресок мужчины изображены с оранжевой кожей, а значит, они проводили много времени на солнце и путешествовали. Вполне вероятно, что местные жители смогли эвакуироваться на лодках".
Главная задача археологического общества на сегодня - защитить раскопки древнего города от любой внешней угрозы. Прямые солнечные лучи и влага для стен Акротири - то же, что и вирус для компьютера. И так же, как антивирусные программы обеспечивают кибербезопасность, «Лаборатория Касперского» пытается защитить наследие Акротири. Она помогает Афинскому археологическому обществу реализовать проект по консервации руин древнего города, спонсирует процесс восстановления настенной живописи и старается максимально содействовать тому, чтобы раскопки не прерывались. Финансовая поддержка «Лаборатории Касперского» – известного мирового производителя антивирусных решений – позволит археологам продолжить поиски возможного алтаря в том месте, где несколько лет назад был обнаружен золотой козерог – пока единственный предмет из драгоценного металла, найденный в Акротири. В этом году по инициативе «Лаборатории Касперского» команда архитекторов, археологов и специалистов по графике создала 3D-модель античного дома, основываясь на данных исследований, полученных за 50 лет.