История
Археология в 3D – что нашли на затонувшем корабле?

Николай Кулапов
24 августа 2018
Почти 500 лет назад пошла ко дну «Мэри Роуз» – один из самых крупных парусников своей эпохи. Сегодня ученые изучают историю корабля и его экипажа – а 3D технологии оказываются отличным подспорьем в этом деле.
Летом 1836 года пятеро рыбаков бросили сети недалеко от южных берегов Англии. В тот день улов их был невелик: сеть зацепилась за какой-то предмет на дне, и поднять ее не удалось. Раздосадованные британцы направились домой, не подозревая о том, что в 11 метрах под ними покоится «Мэри Роуз» – один из самых больших кораблей эпохи Тюдоров.

На тот момент судно пробыло на морском дне почти 300 лет. Его останки вскоре обнаружит человек по имени Генри Аббинетт – водолаз, которого наймут рыбаки, чтобы освободить сеть. Пройдет еще полтора века, прежде чем огромный плавучий кран поднимет остов парусника на поверхность.

На тот момент судно пробыло на морском дне почти 300 лет. Его останки вскоре обнаружит человек по имени Генри Аббинетт – водолаз, которого наймут рыбаки, чтобы освободить сеть. Пройдет еще полтора века, прежде чем огромный плавучий кран поднимет остов парусника на поверхность.

wikipedia.org
11 октября 1982 «Мэри Роуз» подняли на поверхность.
К тому времени паруса и большая часть обшивки уже будет утрачена, но мелкие снасти, элементы палубы, человеческие останки, даже оружие и утварь будут в удивительно хорошей сохранности. Из 172 луков, поднятых с морского дна, можно было стрелять – от гниения их сохранил толстый слой ила (правда, они все лишились тетивы).
Рукоять ножа из кленовой древесины. Хорошо заметна монограмма из двух букв V.
Археологические памятники чрезвычайно хрупки; объемные модели позволяют взглянуть на них любому желающему – без риска повредить подлинники. Созданием 3D моделей занимаются сотрудники музея «Мэри Роуз» и ученые из университетов Оксфорда и Суонси. На сайте проекта доступны для обозрения компьютерные модели находок (каждая из них создана из 100 и более кадров).
На этой деревянной ложке выцарапана буква Z (или перевернутая N) – вероятно, так ее пометил владелец. Это редкая находка: такие легкие предметы быстро сгнивают, либо же их уносят волны.
Четырехмачтовая каракка «Мэри Роуз» водоизмещением 700 тонн была одним из самых больших кораблей своего времени. Спущенная на воду в 1511, она служила английской короне 34 года – вплоть до того дня, как французский десант пересек Ла-Манш и высадился на острове Уайт. От берегов Англии его отделял лишь Те-Солент – пролив 4 км шириной.
Британские адмиралы поспешно стянули сюда свои силы; армаду возглавила «Мэри Роуз». Утром 19 июля 1545 она вышла из гавани Портсмута в пролив. Корабль был в боевой готовности: десятки пушек выглядывали из открытых люков по бортам парусника.

wikipedia.org
Рисунок «Мэри Роуз», сделанный ок. 1546 года.
Внезапно корабль повернул на север, к английскому берегу, затем накренился – так сильно, что вода хлынула в отверстия для орудий. Корабль стал тонуть. Из 500 моряков и солдат, находившихся на борту, спаслось лишь 34. Всем остальным было суждено разделить участь «Мэри Роуз» и провести следующие четыре века на морском дне.
Череп плотника.
В команде корабля был плотник – крепко сложенный мужчина 35-40 лет. У него был вид заправского моряка: ему недоставало нескольких зубов, а на правой брови был заметный шрам – след старой раны. Нарыв на левой десне должен был причинять ему серьезные неудобства: жевать он мог лишь на одной стороне рта. У бедняги были и другие поводы пожаловаться на здоровье – его позвоночник, ребра и левую ключицу поразил артрит. Все это ученые узнали в ходе исследования останков, найденных на «Мэри Роуз».
Череп плотника.
На деревянной дощечке сохранился рельеф: женская голова в чепчике-койфе, типичном головном уборе XVI века.
