Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
История

До и после: как создавали и реставрировали корону императрицы

Елизавета Федорова
30 июля 2019
pjimage (31).jpg
Фото слева – до реставрации, справа – после.
Фото: Музеи Московского Кремля
Целый год продолжалась реставрация короны Анны Иоанновны, выставленной в Успенской звоннице Музеев Московского Кремля.

Корона Анны Иоанновны была изготовлена всего за два месяца: чтобы поспеть ко дню коронации императрицы – 28 апреля 1730 года, – придворному ювелиру Самсону Ларионову и его артели пришлось торопиться. Но на качестве работы это не отразилось. Серебряное изделие, украшенное тысячами алмазов, рубинами и турмалинами, сочетало обруч с аркой – символ политической власти – и две полусферы, как у митры, – символа власти церковной.

Реставрация короны оказалась процессом более долгим, чем изготовление, – потребовался целый год. 

«Основной задачей было очистить металл от патины и укрепить камни», – рассказывает Ирина Масленникова, куратор выставки «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля».

Все 70 лет, прошедших после предыдущей реставрации, патина постепенно разрушала металл, поэтому было необходимо убрать ее, пока она не нанесла экспонату серьезного урона. Художник-реставратор Вадим Яковлев демонтировал корону лишь частично, чтобы не повредить тонкие металлические кляммеры, являющиеся деталями оригинальных креплений. Из тысяч алмазов, украшающих изделие, за все время его существования был утерян лишь один, поэтому и сегодня корону Анны Иоанновны можно увидеть в первозданном виде.

Посмотреть на обновленные реликвии из фондов Музеев Московского Кремля можно с 12 июля по 13 октября в выставочном зале Успенской звонницы и Патриаршего дворца.