Экомарафон «#ЯБерегуПланету»

Древнейшая в Африке детская могила найдена в Кении

08 мая 2021
mtoto.jpg
Фото: Jorge González / Elena Santos
Захоронение рассказывает о ритуалах, которые практиковали предки современного человека.

В Кении была найдена могила ребенка, жившего 78 000 лет назад. Это самое ранее из известных захоронений человека в Африке. Малыш, умерший в 2,5-3 года, получил имя «Мтото» (Mtoto), что на языке суахили означает «ребенок». Его похоронили в позе эмбриона, прижав колени к груди. Пол остается неизвестным.

Раскопки в пещере Panga ya Saidi ведутся с 2010 года. Здесь уже было найдено множество интересных свидетельств присутствия древних людей, но в основном речь шла об артефактах. Завернутое в саван тело было замечено в 2013 году, но извлечь его смогли только спустя 4 года. Кости были слишком хрупкими, чтобы проводить работу обычным способом, и в итоге археологи извлекли целый блок почвы, чтобы изучать находку в лабораторных условиях.

Сначала останки были отправлены в Национальный музей в Найроби, а затем перевезены в Национальный исследовательский центр эволюции человека в Бургосе. И теперь специалисты представили результаты исследования. Мтото имеет физические характеристики, аналогичные современным Homo sapiens, но сохраняет некоторые архаичные черты, которые иллюстрируют тесную генетическую связь с далекими африканскими предками.

my77.jpg
Mohammad Javad Shoaee / Jorge González / Elena Santos / F. Fuego / MaxPlanck Institute / CENIEH

Еще в Найроби сканирование показало хорошо сохранившийся позвоночник и два зуба. Позже рентген высокого разрешения и компьютерная томография выявили дюжину зубов, грудную клетку и другие кости. То, как они располагались, позволяет предположить, что с момента захоронения тело оставалось нетронутым. Сместилась лишь голова: вероятнее всего, малыша положили на подушку, которая со временем истлела. Это свидетельствует о том, что древние гоминины уже в то время практиковали погребальные ритуалы.

Для Африки это самое ранее захоронение, но в Евразии известны могилы людей и неандертальцев возрастом 120 000 лет. Новая находка поднимает новые вопросы о происхождении и эволюции погребальных церемоний: их проводили два близкородственных человеческих вида, испытывая одинаковые эмоции в адрес своих усопших.

Ранее в Африке также были найдены древнейшие в мире кровати.

3 вида досуга на природе, которые вы, скорее всего, ещё не пробовали