Как создаются корма для животных
История

Генетический анализ древних костей рассказал о беспощадной необъяснимой резне

National Geographic Россия
11 марта 2021
_-.jpg
Фото: Mario Novak
Ученые сообщили о редком случае неизбирательного убийства в пятом тысячелетии до нашей эры.

Международная группа исследователей из институтов в Хорватии, Австрии и США опубликовала результаты генетического анализа останков, обнаруженных в местечке Поточани в Хорватии.

Ученые сообщают, что в этом месте 6200 лет назад произошло до сих пор необъяснимое массовое убийство 41 человека, включая 21 ребенка. На сегодняшний день антропологический и геномный анализ ранних массовых убийств выявил случаи, когда жертвы были правдоподобно убиты во время сражений, межгрупповых конфликтов или во время религиозных ритуалов.

Исследование ученых основано на обширном (одном из крупнейших на сегодняшний день) генетическом анализе убитых в массовой резне тысячи лет назад. Генетики сделали вывод, что тогда произошло крупномасштабное для того времени неизбирательное убийство. Авторам удалось получить ДНК из костей 38 из 41 жертв, найденных в общей могиле. Все они принадлежали к ласиньской культуре в среднем энеолите.

Комбинация генетического и морфологического анализа позволила выявить захороненных в могиле лиц обоих полов (21 мужчина и 20 женщин) и разных возрастных групп. Среди убитых были двое детей в возрасте от двух до пяти лет, девять детей старшего возраста в возрасте от шести до 10 лет и 10 подростков в возрасте от 11 до 17 лет. Из оставшихся 20 взрослых 14 человек были в возрасте от 18 до 35 лет и пять человек в возрасте от 36 до 50 лет. Возраст одного из убитых определить не удалось.

Генетический анализ показал, что, хотя некоторые люди в могиле были связаны семейными узами (например, в яме были обнаружены молодой человек, две его маленькие дочери и его племянник), большинство людей (70 процентов) не были родственниками. Однако все они имеют общую гомогенную родословную, преимущественно относящуюся к анатолийскому неолиту с девятью процентами западноевропейских охотников-собирателей.

Это указывает на то, что местное население было большим и стабильным, и что резня не была вызвана прибытием новой, генетически не связанной группы.

Результаты показывают, что массовые неизбирательные убийства не ограничиваются только современными и историческими периодами, но также являются важным процессом в догосударственных обществах. Авторы отмечают, что потребуется дальнейший генетический анализ древних мест массовых убийств, чтобы определить, насколько часто такой тип насилия встречался в прошлом.

Почитайте о страшном ритуале древнего Перу — самом масштабном детском жертвоприношении.

Как убивали людей в средневековом Лондоне