Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
История

Гладиаторы: бойцовский клуб Древнего Рима

Текст: Эндрю Карри; Фото: Реми Бенали
04 июня 2021
MM8905_180823_001112.jpg
Арль, Франция. Реконструкторы, изображающие гладиаторов, сражаются в пыли веков на римской арене, построенной 1900 лет назад. Такие бои помогают исследователям лучше понять этот древний кровавый спорт, веками привлекавший внимание римлян.
Гладиаторы были не совсем такими, какими их показывают в кино. Да и бились они, как правило, не на смерть, а чтобы устроить классное шоу.
National Geographic Россия №210, июнь 2021

National Geographic Россия №210, июнь 2021

Читать этот номер
Глава I

Арль, Франция

В туннеле под римским амфитеатром в Арле темно и прохладно – большое облегчение после обжигающего средиземноморского солнца, раскалившего и посыпанную соломой арену, и каменные трибуны.

Но в шлеме, который я только что надел, душно. Эта копия шлема, который защищал голову римского гладиатора, вся во вмятинах и царапинах, весит около шести килограммов.

Хотя глаза мои прикрыты решетчатым забралом, я могу рассмотреть двух разминающихся мужчин в набедренных повязках. Один из них позвякивает металлическими наручами; в руке, облаченной в кожаную перчатку, зажат короткий кривой меч. Его партнер поднимает свой меч и спрашивает, не хочу ли я, чтобы он ударил меня им по голове, – показать, насколько крепок шлем.

Я пожимаю плечами. На что только не пойдешь ради хорошей статьи! Тут в разговор вмешивается тренер, загорелый жилистый француз Брис Лопез: «У него нет нужной мускулатуры. Ты ему шею сломаешь».

Лопез, бывший офицер французской полиции и тренер по боевым искусствам, знает, что такое настоящий бой. 27 лет назад он увлекся древними боевыми техниками. Заказав себе точные копии гладиаторского снаряжения и оружия, Брис не один год размышлял над тем, как все это могли использовать в схватке не на жизнь, а на смерть, вроде тех, что показывают в фильмах и книгах о гладиаторах. 

Но чем больше Лопез изучал эти доспехи и оружие, тем меньше ему верилось в смертельные схватки. Многие гладиаторы, оснащенные щитами, поножами и наручами, а также массивными шлемами, выходили на арену защищенными ничуть не хуже, чем римские солдаты – на поле боя. А вот их мечи были, как правило, около 30 сантиметров в длину – чуть больше поварского ножа. «Зачем, – спрашивает Лопез, – тащить на себе 20 килограммов защитного снаряжения, отправляясь на поножовщину?».

Считается, что из десяти гладиаторов, выходивших на арену, девять выживали, чтобы впоследствии принять участие в других боях.

Его вывод таков: гладиаторы не стремились во что бы то ни было убить друг друга – напротив, цель была оставить противника в живых. Они проводили много лет, обучаясь искусству устраивать убедительно выглядящие бои, которые в большинстве своем не кончались ничьей смертью. Это настоящее соревнование, но не полноценный бой, – объясняет Лопез, который сегодня возглавляет труппу ACTA, изучающую и воссоздающую выступления гладиаторов. – Хореографической постановки тут нет, но есть общее понимание: мы не противники, мы партнеры. И нам вместе надо сделать все возможное, чтобы устроить отличное шоу».

MM8905_200814_04160.jpg
Амфитеатр в тунисском Эль-Джеме, построенный в 238 году н. э. по образцу римского Колизея, в свое время был третьим по величине строением Римской империи. Для 35 тысяч зрителей, заполнявших трибуны, гладиаторские бои были главной приманкой.

За последние 20 лет археологи совершили ряд находок, которые подтверждают некоторые из догадок Лопеза относительно гладиаторских боев и ставят под сомнение принятую в массовой культуре точку зрения на эти древние представления. Среди гладиаторов, действительно, были преступники или военнопленные, приговоренные к участию в боях, но для большинства это была просто работа. Это были боксеры, участники боев без правил или регбисты своего времени. У кого-то были семьи, и домочадцы по вечерам ждали бойцов домой.

Работа гладиатора могла приносить неплохой доход, и порой эту карьеру выбирали осознанно, как свидетельствуют письменные источники. Благодаря доблести, проявленной на арене, гладиатор мог стать любимцем публики, а узник – обрести свободу. Но, пожалуй, самое удивительное открытие: абсолютное большинство боев не оканчивалось смертью. Из десяти гладиаторов, выходивших на арену, по некоторым оценкам, выживали девять.

Чтобы рассмотреть инфографику, приблизьте ее
Глава II

Помпеи, Италия

Гладиаторские бои пользовались у римлян огромной популярностью на протяжении шести веков. Сражения были излюбленной темой художников, гладиаторов изображали на мозаиках, фресках, мраморных рельефах и бронзовых орнаментах, стеклянной и глиняной посуде, которые находят на всей территории римского мира.

Сегодня, благодаря бесчисленным и часто неточным изображениям в кино и литературе, гладиаторские бои стали одним из самых известных – и неверно трактуемых – элементов римской культуры. А произошло это потому, что римские авторы отводили на удивление мало места описанию подробностей гладиаторских игр – очевидно просто потому, что были слишком хорошо с ними знакомы. (Как часто вы рассказываете в письмах друзьям, из скольких игроков состоит футбольная команда?)

Как нередко бывает в деле изучения Древнего Рима, некоторые из отлично сохранившихся свидетельств о жизни гладиаторов и гладиаторских боях были найдены в Помпеях, к югу от современного Неаполя. В 79 году н. э. этот процветающий город, как известно, был внезапно погребен под вулканическим пеплом.

Сегодня, прогуливаясь по превосходно сохранившимся улицам Помпей, напоминания о гладиаторских играх видишь повсюду. В восточной части города расположен вмещающий 22 тысячи зрителей амфитеатр, с верхних рядов которого видна грозная громада Везувия. Поблекшие объявления на стенах в центре города зазывают на предстоящие бои. В мозаиках и фресках запечатлены самые интересные моменты прошедших игр.

MM8905_201014_04927.jpg
Богатый клад гладиаторских доспехов и оружия, найденный в Помпеях в 1766 году, включает шлемы, полностью защищающие лицо, и короткие мечи, а также искусно украшенные поножи и щиты. Такое защитное снаряжение уберегало от смертельных ран и обеспечивало непредсказуемость боев.
Фото: Неапольский национальный археологический музей
MM8905_201015_05142.jpg
Богатый клад гладиаторских доспехов и оружия, найденный в Помпеях в 1766 году, включает шлемы, полностью защищающие лицо, и короткие мечи, а также искусно украшенные поножи и щиты. Такое защитное снаряжение уберегало от смертельных ран и обеспечивало непредсказуемость боев.
Фото: Неапольский национальный археологический музей
MM8905_201015_05129.jpg
Богатый клад гладиаторских доспехов и оружия, найденный в Помпеях в 1766 году, включает шлемы, полностью защищающие лицо, и короткие мечи, а также искусно украшенные поножи и щиты. Такое защитное снаряжение уберегало от смертельных ран и обеспечивало непредсказуемость боев.
Фото: Неапольский национальный археологический музей
MM8905_201016_05225.jpg
Богатый клад гладиаторских доспехов и оружия, найденный в Помпеях в 1766 году, включает шлемы, полностью защищающие лицо, и короткие мечи, а также искусно украшенные поножи и щиты. Такое защитное снаряжение уберегало от смертельных ран и обеспечивало непредсказуемость боев.
Фото: Неапольский национальный археологический музей

В 1766 году во время первых раскопок в Помпеях обнаружили целую груду гладиаторского обмундирования. Находка была сделана на окраине города, где бойцам отвели место для жилья и тренировок, после того как землетрясение повредило здание местной школы.

«Это были крутые рок-звезды», – улыбается Кэтрин Уэлч, историк искусства из Нью-Йоркского университета. Взять, например, фракийца Целада, новичка, едва прибывшего в Помпеи и сразу же одержавшего три победы. В одной из надписей на колоннах его называют «отрадой и мечтой девушек», а про его соотечественника Кресцента, сражавшегося с помощью трезубца, сказано, что он «сетью своей улавливает девушек по ночам».

Даже после трех столетий раскопок в Помпеях то и дело находят что-то новое. В 2019 году археологи, работающие на северной стороне города, обнаружили на стене небольшой таверны фреску, изображающую двух гладиаторов. Кровавые раны на телах обоих дают понять, что бой был нелегким. Но проигравшего видно сразу: у него льется кровь из глубокой раны на обнаженной груди, он корчится от боли, уронил свой щит и поднял указательный палец. Этот жест – античный эквивалент удара ладонью по полу в современных единоборствах, способ сказать: «Сдаюсь!».

STOCK_MM8905_ALAMY_2D98TKX.jpg
Специалисты спорят о том, в самом ли деле у римлян было принято требовать смерти проигравшего, опуская большие пальцы вниз, как показано на картине, написанной в 1872 году, или это вымысел. Фреска из Помпей (следующее фото) свидетельствует: раненые гладиаторы показывали, что сдаются, подняв вверх указательный палец. После этого организаторы игр решали, сохранять ли им жизнь.
Фото: «Pollice Verso» Жан-Леон Жером / Ian Dagnall Computing/ Alamy Stock Photo
MM8905_191127_03433.jpg
Специалисты спорят о том, в самом ли деле у римлян было принято требовать смерти проигравшего, опуская большие пальцы вниз, как показано на картине, написанной в 1872 году, или это вымысел. Фреска из Помпей свидетельствует: раненые гладиаторы показывали, что сдаются, подняв вверх указательный палец. После этого организаторы игр решали, сохранять ли им жизнь.
Фото: Помпейский археологический парк

Другие изображения, созданные в самых разных уголках римского мира, заставляют предположить, что в помещениях под ареной, а может быть, и одновременно с гладиаторами на арене находилась пестрая компания помощников и прихлебателей. Музыканты разогревали публику, пока гладиаторы занимали свои места, и, возможно, продолжали играть во время боя, придавая особый драматизм происходящему. Шлемы и оружие вносила на арену торжественная процессия во главе с мунерарием – организатором игр.

Важнейшую роль играли судьи, следившие за строгим соблюдением правил. На одном рисунке на горшке, найденном в Нидерландах, показано, как судья поднимает свой жезл, останавливая бой, а помощник торопится поднести одному из сражающихся запасной меч. «Потеря оружия не означала, что ты проиграл бой, – рассказывает Ален Жено, сотрудник Археологического музея Арля, и уточняет: – Если гладиаторские бои – спортивное состязание, то у них не может не быть правил».

Что еще важнее, надписи, извещающие о «боях без пощады», то есть обязательно заканчивающихся чьей-то смертью, и о «боях с острым оружием», дают понять, что такие опасные для жизни поединки были достаточно редким явлением – редким настолько, чтобы удостоиться особого упоминания.

Чтобы рассмотреть инфографику, приблизьте ее

И, как во всяком популярном виде спорта, болельщикам была доступна обширная статистика, которую можно было изучать. По всему римскому миру счет побед, поражений и ничьих гладиаторов выцарапывали на стенах и выбивали на надгробных камнях. Результатов многих схваток мы никогда не узнаем. Но несложно представить, например, как тряслись поджилки у Валерия – гладиатора, одержавшего, если верить надписи на стене в Помпеях, победу в 25 поединках, когда он выходил на арену против Вириата, за плечами которого было 150 успешных боев.

Гладиаторские игры были не просто развлечением. Из письменных источников нам известно, что, храбро сражаясь (и порой умирая), гладиаторы укрепляли римлян в их представлениях о доблести. (Кроме, конечно, ретиария – гладиатора с сетью, который из-за своих коварных приемов – в частности, он мог бросать издалека трезубец – был общепризнанным антигероем арены.) «Вот гладиаторы, они — преступники или варвары, но как переносят они удары! – писал Цицерон около 50 года до н. э. – Когда приговоренные преступники сражаются на мечах, это лучший урок мужества против боли и смерти».

MM8905_200209_03631.jpg
Захар Никматулин увлекся гладиаторами после того, как посмотрел фильм «Спартак», снятый в 1960 году. Чтобы набить этот сюжет у него на спине, тату-мастеру Александру Косачу потребовалось 25 часов.

«Это ключевой момент для понимания того, как римляне могли спокойно сидеть и смотреть на происходящее», – объясняет Кэтлин Коулман, специалист по античной литературе и истории из Гарвардского университета.

Когда гладиаторские бои только набирали популярность – вероятно, как часть погребальных ритуалов еще в начале III века до н. э., – в них, возможно, участвовали преимущественно военнопленные или осужденные преступники. Однако к I веку н. э. игры превратились в один из центральных элементов общественной жизни огромной империи, к их организации подходили весьма тщательно, и уровень ожиданий публики вырос. Возник спрос на хорошо обученных бойцов-добровольцев, и, чтобы удовлетворить его, появились десятки гладиаторских школ.

MM8905_200302_03795.jpg
К 150 году н. э. рост стоимости гладиаторских боев вышел из-под контроля: честолюбивые политики устраивали все более зрелищные игры, стремясь перещеголять соперников. Чтобы положить этому конец, император Марк Аврелий установил лимиты расходов на организацию таких представлений. Его указ сохранился на бронзовой табличке, которая, видимо, висела на стене рядом с амфитеатром в испанской Севилье

Поскольку римского гражданина нельзя было предать смерти без суда, некоторые начинающие бойцы отказывались от своих прав и добровольно становились рабами, чтобы, участвуя в боях, получить возможность расплатиться с долгами или спастись от нищеты. Другие были преступниками, приговоренными к тому, чтобы стать гладиаторами, – наказание полегче, чем смертная казнь, к тому же сохранявшее шанс когда-нибудь получить свободу.

Среди гладиаторов были преступники и военнопленные, приговоренные к участию в боях, но по большей части это были профессиональные бойцы.

Многие специалисты полагают, что гладиаторов лишь в очень редких случаях сковывали цепями. И, несмотря на низкий общественный статус, успешные бойцы получали весьма неплохие деньги. А некоторые могли даже подрабатывать телохранителями у богатых патронов. «Дождись окончания срока, – говорит французский историк Мериль Дюкро, – и можешь забирать свои денежки, возвращаться к жене и детям и жить, как ни в чем не бывало».

Надгробные камни, поставленные на деньги товарищей-бойцов или близких, свидетельствуют о том, что были среди гладиаторов и люди семейные. «Помпей, ретиарий, обладатель девяти победных венков, рожденный в Виндобоне (прежнее название Вены – Ред.), 25 лет, – выбито на одном таком камне, отрытом во Франции. – Его жена воздвигла это надгробие на свои собственные средства в память о замечательном супруге».

Глава III

Карнунт, Австрия

Профессиональным бойцам нужна профессиональная подготовка. Открытие, сделанное несколько лет назад в древнеримском городе Карнунт на территории современной Австрии, показывает, где они ее получали.

Ветреным днем в начале весны мы с научным директором Карнунтского археологического парка Эдуардом Поллхаммером идем по пшеничному полю на берегу Дуная, в 40 километрах от Вены. Моросит холодный дождик, напоминая, как далеко мы от залитых солнцем руин Помпей и Арля. Но даже на самом краю империи тяга римлян к представлениям гладиаторов была так велика, что Карнунт мог похвастаться сразу двумя амфитеатрами: один был для тысяч солдат, несущих службу в военном лагере, а в другом развлекались жители находившегося неподалеку города.

Около 200 года н. э. на этих холмах был расположен один из крупнейших римских пограничных лагерей, рассказывает Поллхаммер. Семь с лишним тысяч солдат охраняли здесь северную границу империи. Карнунт был настолько велик, что за более чем полтора века работы археологи успели раскопать лишь 15 процентов его территории, составляющей 10 квадратных километров.

20 лет назад, опасаясь, что из-за интенсивной распашки часть еще не раскопанной территории будет потеряна для науки, археологи прибегли к помощи георадара, чтобы составить карту остатков зданий, скрытых под землей. Между городской стеной и земляным фундаментом муниципального амфитеатра выявлены контуры целого квартала, построенного для обслуживания зрителей: тут были и таверны, и сувенирные лавки, и даже пекарня.

MM8905_200310_03959.jpg
Есть гипотеза, что бронзовая статуэтка изображает ликующую женщину-гладиатора. Не все с этим согласны. «Гладиаторов никогда не изображали настолько слабо защищенными, совсем без доспехов», – говорит Кэтлин Коулман из Гарвардского университета.
MM8905_200630_04043.jpg
Статуэтка мускулистого мужчины, найденная во Франции, всего 20 сантиметров в высоту.
MM8905_201016_05269.jpg
Найденная в Геркулануме затейливая подвеска для колокольчиков, которые должны были отгонять злых духов, сделана в форме гладиатора, сражающегося с собственным пенисом, превратившимся в дикого зверя.
MM8905_201014_04978.jpg
Доспехи из Помпей украшены изображениями персонажей мифов, например богини Минервы и грифона.
MM8905_201016_05219.jpg
Доспехи из Помпей украшены изображениями персонажей мифов, например богини Минервы и грифона.

В 2010 году археологи сообщили, что неподалеку от развалин Карнунтского амфитеатра обнаружена школа гладиаторов. Из римских источников мы знаем, что десятки таких школ были разбросаны по всей империи. Деньги на их содержание выделяли императоры и высокопоставленные лица на местах, а управление осуществляли тренеры, или ланисты, – некоторые из них сами в прошлом были гладиаторами. В центре Рима располагались как минимум четыре гладиаторские школы, бывшие частью тренировочного комплекса у подножия Колизея. Под землей, по которой мы идем, скрывается первый полный образец из найденных на сегодняшний день.

Даже не берясь за лопату, исследователи обнаружили большое помещение с пустым пространством под полом, которое можно было заполнять нагретым воздухом. Не исключено, что помещение использовали в качестве тренировочного зала холодными австрийскими зимами. Вдоль края открытого двора тянется строение в форме буквы L, разделенное на комнаты или камеры. В двухэтажном здании с толстыми стенами были оборудованы даже бани с водопроводом, раковинами и бассейнами с горячей и холодной водой. В центре комплекса размещалась круглая тренировочная арена диаметром 19 метров. «Мы полагаем, что здесь жило 70–75 гладиаторов», – говорит Поллхаммер.

Глава IV

Рим, Италия

Что побуждало римлян тратить на гладиаторов столь большие ресурсы? Что заставляло зрителей снова и снова приходить в амфитеатры, год за годом, и так добрых шесть сотен лет? Подсказку дают недавние раскопки в римском Колизее. Под полом арены подземное пространство уходит метров на шесть вниз. В ходе реставрационного проекта, начатого в 2000 году, исследователь из Германского археологического института Хайнц Бесте четыре года составлял опись каменных сооружений под ареной. Он обнаружил следы замысловатой системы платформ, подъемников, лебедок и пандусов, которой пользовались сотни рабочих сцены и дрессировщиков животных.

В полу арены были скрыты десятки люков, через которые дрессировщики могли выпускать зверей для участия в постановочной травле (венации) перед началом боя. Из пола вырастали декорации, среди которых неожиданно возникали гладиаторы, доставленные на арену подъемниками. «Зрители не знали, когда и откуда появится что-нибудь новенькое», – говорит Бесте.

Эта система, в упрощенном виде воспроизведенная в десятках провинциальных амфитеатров по всей империи, делала игры особенно захватывающими. Все в этих представлениях, от травли зверей до гладиаторских боев, было рассчитано на то, чтобы зрители сидели на краешках каменных скамей, как на иголках. Интрига, а не жестокость – вот что было главной причиной популярности игр.

Чтобы рассмотреть инфографику, приблизьте ее

Каждый бой должен был стать захватывающим, и организаторы тщательно следили за тем, чтобы в схватке сходились гладиаторы, владеющие разными бойцовскими стилями: почти нагой ретиарий мог выйти против громилы в защитных доспехах весом в 20 килограммов. Весьма редкие случаи появления на арене женщин с мечом, зафиксированные в источниках, должно быть, были настоящим потрясением для римлян, считавших, что место женщины – у домашнего очага.

Чтобы рассмотреть инфографику, приблизьте ее

Опытные гладиаторы сходились в схватке с другими ветеранами, предоставляя новичкам сражаться друг с другом. Чем длиннее твоя карьера, тем выше шансы на выживание, и каждый опытный гладиатор был олицетворением многих лет капиталовложений. «Для того, чтобы овладеть всеми приемами фехтования, обзавестись правильной мускулатурой, выработать быстроту, силу и выносливость, требуются многие часы и годы тренировок, – поясняет Йон Кулстон, археолог из Сент-Эндрюсского университета. – Так что это был весьма капиталоемкий спорт, вроде нынешнего футбола».

62-63.jpg
Чтобы рассмотреть инфографику, приблизьте ее

Наем гладиаторов на сражение был сделкой по типу «сломал – значит, купишь». Если бойца убивали, намеренно или нет, организатор боя выплачивал владельцу его полную стоимость. «Эти люди потому так высоко ценились, что прошли очень хорошую подготовку, – говорит Кэтрин Уэлч из Нью-Йоркского университета. – Из десяти поединков только один-два заканчивались смертью участника».

MM8905_200311_03995.jpg
Гладиаторы, окруженные музыкантами и восторженной публикой, сражаются под наблюдением судьи с жезлом в руках. Эта сцена, вырезанная в I веке н. э. на драгоценном камне размером с ноготь, передает атмосферу древних игр.
Фото: Античное собрание, Государственные музеи Берлина
MM8905_200309_03927.jpg
Потерять оружие еще не значило проиграть бой или проститься с жизнью. На этом горшке, найденном в Нидерландах, изображен гладиатор в тяжелых доспехах (в центре), показывающий судье свой сломанный меч, меж тем как помощник уже несет ему новый (справа).
Фото: Музей Валкхов, Неймеген, Нидерланды

Гибель гладиатора была редким явлением, но риск ее все же существовал: можно было пасть на арене или умереть от заражения раны после боя. Зрители понимали, во что обходится смерть гладиатора, и готовы были платить за нее, компенсируя организатору убыток. Римский автор рассказывает об особенно дорогостоящем представлении, которое устроил молодой патриций, унаследовав огромное состояние. За немыслимую сумму в 400 тысяч сестерциев он заказал «лучшее оружие и бой до смертельного исхода, причем убийство надлежало совершить в самом центре арены, чтобы всему амфитеатру было видно».

Легко списать такую кровожадность на то, что дело было в далеком прошлом, да и римляне были совершенно на нас непохожи. В конце концов, это была цивилизация, создавшая одну из крупнейших империй за всю историю мира – и безжалостно применявшая военную силу для подавления всех своих соседей.

MM8905_180825_001696.jpg
Мастер смешанных боевых искусств Конор Макгрегор находится в отличной спортивной форме, прекраснообучен и может зарабатывать огромные призовые, во всем этом не так уж отличаясь от гладиаторов, в облике которых предстают Крис Вернель (слева) и его коллеги-реконструкторы.

Однако не будем торопиться представлять себя белыми и пушистыми. В том, что касается любви к кровавым спектаклям, мы ближе к римлянам, чем нам хотелось бы думать. Атлеты, занимающиеся видами спорта, связанными с насилием, от американского футбола до бокса и смешанных единоборств, становятся идолами массовой культуры и прославляются как образцы дисциплины, стойкости и мужества. Их выступления привлекают миллионы зрителей, хотя всем уже известно о долгосрочных негативных последствиях для здоровья, с которыми им предстоит столкнуться.

«Жизнь тяжела, – говорит Дюкро. – Нам нужно видеть немного насилия, чтобы дать выход насилию, копящемуся внутри нас. Не нам судить римлян за то, что они придали этому организованную форму».

рекомендации
Планета Земля

Забота об экологии и легендарный дизайн: электромобили Audi

Древний храм

Маршрут построен: музейные истории за границами столиц

Снег, снежинка, холод

10 мест России для лучшего зимнего отдыха

Новогодняя елка, рождественская елка, Рождество, Новый год, ель

Разделяй и празднуй: насколько экологичны ваши праздничные привычки?