Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
История

«Немецкий Стоунхендж», который может затмить оригинал

Михаил Сысоев
13 апреля 2020
_-.jpg
Фото: pixabay.com
Новый этап раскопок поможет раскрыть тайну древнего сооружения.

«Немецкий Стоунхендж» — исторический памятник раннего бронзового века, построенный из земляных насыпей, рвов и деревянных палисадов. Его очертания были обнаружены с самолета еще в 1991 году в коммуне Пёммельте на территории федеральной земли Саксония-Анхальт. Надземные образования памятника не сохранились, но ученым после раскопок удалось воссоздать его внешний облик. К 2016 году «немецкий Стоунхендж» был восстановлен и открыт для посетителей.

Неолитическое сооружение представляет собой объект из семи концентрических колец, диаметр самого большого из которых достигает 115 метров. Исследователи считают, что этот памятник представлял собой огромную деревянную астрономическую обсерваторию, которая функционировала подобно английскому Стоунхенджу. Кроме того, это место стало ритуальным центром в процветающей сельскохозяйственной культуре Унетице между 2300 и 1600 годами до нашей эры.

В период раскопок между 2005 и 2008 годами в этом месте были обнаружены костные останки десяти женщин и детей. У четверых из них обнаружены тяжелые травмы черепа и переломы ребер, полученные в момент смерти. Исследователи считают, что эти люди могли стать объектами человеческих жертвоприношений. В 2018 году Science Mag опубликовал исследовательскую статью археолога и эксперта по Стоунхенджу Тимоти Дарвилла из Борнмутского университета (Великобритания), который утверждал, что ритуалы, проводимые в Пёммельте, могут связать таинственный памятник с его британским коллегой.

Wikimedia Commons

Команда исследователей из Государственного бюро Германии по сохранению памятников и археологии и Университета Галле уже провела два этапа раскопок в древнем поселении рядом с памятником. Следующий этап должен был начаться в апреле, но, вероятно, будет сдвинут на лето из-за пандемии коронавируса.

Раскопки охватят площадь в 29 000 квадратных метров. Археологи нацелены на то, чтобы раскрыть неизведанные детали социальной и религиозной среды ранней бронзовой эпохи, чьи жрецы-астрономы создали и использовали знаменитый астрономический Небесный Диск Небра.

Dbachmann, Theway / CC BY-SA 4.0 Небесный Диск Небра

Чтобы расширить свое культурное понимание святилища в Пёммельте, археологи также исследуют древний круговой ров, расположенный примерно в километре от кольцевой святыни, и комплекс могильников возрастом 6 000 лет от так называемой культуры Баальберге к югу от памятника.

По мнению археологов, количество находок в Пёммельте может затмить Стоунхендж с точки зрения археологических данных и количества человеческих захоронений.

Узнайте, почему странный древний червь отбросил ноги и обзавелся трубкой.