Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
История

Шедевр Эль Греко оказался картиной другого художника

15 ноября 2019
Леди в мехах
Фото: commons.wikimedia.org
Эксперты определили автора картины «Дама в мехах».

Исследователи пришли к выводу, что картина XVI века «Дама в мехах», автором которой долгое время считался Эль Греко, принадлежит другому испанскому художнику — Алонсо Санчесу Коэльо.

В 1853 году картину приобрёл искусствовед Уильям Максвелл. В 1967 году его внучка передала картину вместе с другими полотнами в дар городу Глазго, и с тех пор она хранится в местном музее Поллока.

Личность художника была предметом постоянных дискуссий на протяжении более сотни лет. Изначально авторство Эль Греко не оспаривалось, а женщиной на портрете считалась жена художника Иеронима Куэваса. Однако в ХХ многие эксперты заметили, что стилистика и техника картин Эль Греко и «Дамы в мехах» несколько различаются.

С 2014 года картину начали изучать исследователи из национального музея Прадо в Мадриде, а также эксперты Университета Глазго. Они использовали современные методики: рентгенографию, инфракрасную рефлектографию и стереомикроскопию. Ученые пришли к выводу, что картина была написана в XVI веке в Испании, но исключили, что она принадлежит кисти Эль Греко.

«Эль Греко обычно обрабатывал свои холсты грунтом коричневато-красного цвета. Этот характерный слой нередко включал в себя драгоценные пигменты других цветов. Грунтовочный слой «Дамы в мехах» другой, он светло-серого цвета», – Марк Рихтер, координатор исследования.

Также эксперты нашли отличие в технике рисунка, изучив ее с помощью инфракрасной рефлектографии. Сравнив «Даму в мехах» с работами других испанских авторов XVI века, они вынесли вердикт — картина принадлежит кисти Алонсо Санчеса Коэльо.

Этот художник был главным портретистом при дворе Филиппа II. В то время он был известен больше, чем Эль Греко. Он выработал канон испанского придворного портрета: статичность, нейтральный фон, позирование модели, тщательность в деталях костюма, неприглядная передача внешности и физиологических особенностей лиц (без идеализации).

Следующим летом «Дама в мехах» вернется в Дом Поллока, где будет выставлена уже с указанием настоящего автора.