История

В Израиле обнаружили аметист с вырезанным на нем бальзамным деревом

25 октября 2021
tree.jpg
Фото: Eliyahu Yanai/City of David Ancient Jerusalem
tree2.jpg
Фото: Eliyahu Yanai/City of David Ancient Jerusalem
Из этого дерева, вероятно, изготавливался знаменитый «галаадский бальзам», часто упоминающийся в Библии.

Археологи, ведущие раскопки в Городе Давида, рассказали о сенсационной находке: на месте древней дороги обнаружили гемму из аметиста длиной около 10 мм и шириной около 5 мм.  Примерно 2000 лет назад полудрагоценный камень украшал кольцо; древний мастер вырезал в нем изображение птицы и ветви дерева. Именно растение и привлекло особое внимание специалистов: это первая в мире гравировка знаменитого бальзамного дерева Commiphora gileadensis, или коммифоры галаадской.

Дерево является источником ароматных смол, которые уже в древнейшие времена использовались в парфюмерии, медицине и в ритуальных целях: на их основе производился ладан. Самая распространенная смола – мирра, упоминания о которой очень часто встречаются на страницах Библии. Кроме того, во времена Второго Храма был широко востребован меккский (галаадский) бальзам.

Дерево ценилось очень высоко: историк Иосиф Флавий упоминает, что Марк Антоний подарил своей возлюбленной Клеопатре сады коммифоры, прежде принадлежавшие царю Ироду. Также считается, что растение было в списке даров, которые царица Савская преподнесла царю Соломону.

Вероятно, в последние десятилетия перед разрушением Второго Храма местный житель или паломник шел по дороге, которая соединяла Силоамский пруд на окраине Иерусалима с Храмовой горой. Он надел свои самые дорогие одежды и украшения, в том числе изящное кольцо, но по пути камень отвалился и упал в подземный дренажный канал.

В тот период использование подобных колец, украшенных искусно резными геммами, было очень распространено, и на них нередко бывали выгравированы растения. Но до сих пор ученым были известны лишь изображения винограда, финиковых и оливковых деревьев. Можно предположить, что человек, захотевший иметь особенное кольцо, был владельцем садов коммифоры, и даже принес ювелиру веточку для того, чтобы тот не ошибся при нанесении узора.

Balsamodendron_ehrenbergianum00.jpg
Petronella J.M. Pas/University of Amsterdam

Птица, изображенная на этом камне, напоминает голубя. В эллинистическом, римском и древнеиудейском мире он символизирует богатство, счастье и успех. А поскольку в то время производство мирры и бальзама контролировалось богатыми иудеями – владелец кольца наверняка и был таковым.

Узнайте о том, как в Городе Давида были найдены окаменелые зубы акул.