Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
История

В немецком замке найден череп работы Бернини

Анастасия Баринова
21 июня 2021
sku.jpg
Фото: Дрезденская картинная галерея
1920px-Pillnitz-Wasseransicht.jpg
Фото: Kolossos/Wikipedia
Ценный экспонат лежал у всех на виду и никого не интересовал.

В пределах современного Дрездена, на берегу Эльбы, находится замок Пильниц. В прошлом он был загородной резиденцией саксонских монархов из династии Веттинов, а теперь в его стенах работает музей. Однажды, готовя экспонаты к выставке Караваджо, музейные специалисты обратили внимание на один из предметов: череп из белого каррарского мрамора. Он был вылеплен настолько реалистично, что его можно было принять за настоящий – кураторы поневоле провели параллели с римским искусством. Кто-то в шутку предположил, что это работа Джованни Бернини, но поверить этому было сложно: творения Бернини, известнейшего ведущего скульптора XVII века, высоко ценятся искусствоведами, все они каталогизированы, и об утраченных скульптурах ничего известно не было.

Череп был перевезен в реставрационную мастерскую Дрезденского государственного художественного собрания, и дальнейшие исследования доказали – реалистичная скульптура и впрямь является творением Бернини. На след удалось напасть в исторических документах: Раймон Ле Плат, советник по искусству Августа Сильного – польского короля и курфюрста Саксонии – рассказывает, как «мертвая голова» оказалась в собственности короны.

В 1728 году король купил череп вместе со 164 античными статуями и четырьмя произведениями искусства в стиле барокко. Предыдущим владельцем был кардинал и коллекционер древностей Флавио Киджи. Он приходился племянником папе Александру VII и унаследовал «сувенир» после его смерти.

Александр VII, возглавлявший католическую церковь с 1655 по 1667 годы, спустя несколько дней после вступления в должность заказал череп из белого каррарского мрамора. Он должен был символизировать хрупкость человеческого существования. 

papa.jpg
Дрезденская картинная галерея

Искусствоведы отмечают, что художники часто создавали страшные образы, черпая вдохновение во фразе «memento mori»: «помни о смерти». И если современному зрителю они могут показаться неприятными, то для древних философов это было «оптимистичное и полное смысла послание» о необходимости максимально использовать отпущенное время. Для Александра VII череп оказался пророческим артефактом: вскоре на Рим обрушилась чума, и церковь под руководством папы помогала городу в борьбе с нею. 

После того, как резиденция саксонских монархов стала музеем, череп находился под стеклом в отделе археологии, но история его происхождения уже была утрачена, и его никто не изучал отдельно. Теперь экспонат, а также картину Гвидо Убальдо Аббатини, на которой Александр держит на скульптуре руку, можно увидеть в Дрездене на выставке «Бернини, Папа и Смерть», которая продлится до 5 сентября.

Посмотрите на самые жуткие экспонаты известных музеев.

рекомендации
Фотоаппарат generic icon

Квадрокоптер, iPhone 13 Pro Max и другие призы ждут: участвуйте в фотоконкурсе «Широка моя страна»

Череп

В Англии найден странный череп без глазниц. Кому он принадлежал – непонятно

Планета Земля

Три космостанции переработанных отходов и другие причины выбрать товары с экомаркировкой

Горы

Как прошел наш фототур в Дагестан