Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
История

В поисках истинного Христа

Текст: Кристин Роуми Фото: Саймон Норфолк
07 января 2018
/upload/iblock/84f/84fa8dbcaba953a5b55f3629f9b8a1f0.jpg
ХХ в., Генри Оссава Таннер, Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон, Alamy Stock Photo
/upload/iblock/e29/e2915441f04935d581386d5d3b21d9af.jpg
XVII в., Караваджо, Пинакотека Брера, Милан, Getty Images
/upload/iblock/246/2467267c3826e65ed5a61fcbd73709cf.jpg
XV в., Пьеро дела Франческа, Городской музей Сансеполькро, Сансеполькро, Италия, Getty Images
/upload/iblock/0bb/0bb4196f62eae384898857d463516061.jpg
XIII–XIV вв., Матера, Италия, Getty Images
/upload/iblock/77c/77c06b8b34aacdb633357da2dad4e2fa.jpg
VI в., монастырь св. Екатерины, Синайский полуостров, Египет, Getty Images
/upload/iblock/f51/f5131b2c14cc6046c46c1385f962449c.jpg
V в., мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, Италия, Getty Images
/upload/iblock/30b/30b55aa6c71975865d157052a7fd991a.jpg
IV–V вв., катакомбы, Рим, Getty Images
/upload/iblock/a63/a630fe609c6733d83ebe0e81b427efce.jpg
Фреска III века, изображающая Деву Марию, младенца Иисуса и пророка [волхва?]. Катакомбы, Рим, Scala/Art Resource, NY
/upload/iblock/875/875068a8bfe281eb9d466b959fbcaae9.jpg
XIV–XV вв., Клаус Слутер, Археологический музей, Дижон, Франция, Granger
/upload/iblock/e34/e3471174f0cf0f8e93255d206d21f058.jpg
ХХ в., Густав ван де Вустейне, Музей изящных искусств, Гент, Бельгия, Getty Images
/upload/iblock/6dd/6dd0b51727568033652857ecbe604517.jpg
XIX в., Генрих Гофман, Риверсайдская церковь, Нью-Йорк, Getty Images
/upload/iblock/8ae/8ae621bea5e7af81c783a37439e66834.jpg
XVII в., Рембрандт, Картинная галерея Берлинского государственного музея, Alamy Stock Photo
/upload/iblock/452/452ec36ddbd6483a15989ad6898aa2c5.jpg
XVI в., неизвестный фламандский художник, Музей изящных искусств, Хьюстон, коллекция Риенци, дар Харриса Мастерсона 3-го и его супруги, Alamy Stock Photo
/upload/iblock/9dd/9dd24decb57ed528b1fb41889a0d8d6f.jpg
XVI в., Лукас Кранах старший, частная коллекция, Alamy Stock Photo
/upload/iblock/6c0/6c0dbddcfd58a58211caf57dd7937fe6.jpg
XVI в., приписывается Туллио Ломбардо, Музей искусств Кимбелла, Форт-Уорт, Техас, Art Resource, NY
/upload/iblock/959/959c72346d71b9fe26c6984a4c037fe2.jpg
XVI в., Бартоломео Монтанья, Галерея Боргезе, Рим, Getty Images
/upload/iblock/58f/58ffe839f7520eb9a75bc13f3db03b94.jpg
XVI в., Бенедетто Диана, Национальная галерея, Лондон, Getty Images
/upload/iblock/d2b/d2bcbc08c73dceacbc98f13a51b4eeb6.jpg
XV в., Музей Македонии, Скопье, Македония, National Geographic Creative
/upload/iblock/286/286d35997161cef676c4cc75771731d9.jpg
XV в., Андреа дель Верроккьо и Леонардо да Винчи, галерея Уффици, Флоренция, Италия, Getty Images
/upload/iblock/169/16920cf41a01612d4ddb2009518ac967.jpg
XV в., приписывается Леонардо да Винчи, частная коллекция, Getty Images
/upload/iblock/3fa/3fa3b98fc1259ddea91c4c38a606e821.jpg
XV в., фрагмент «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, Санта-Мария-делле-Грацие, Милан, Getty Images
/upload/iblock/e56/e5670b892e88a4b302b091817562c9fd.jpg
XV в., Ганс Мемлинг, Палаццо Бьянко, Генуя, Италия, Getty Images
/upload/iblock/ee0/ee0b953179f1bbfc783cf5f75fe682ad.jpg
XIII в., Пьетро Каваллини, базилика св. Цецилии, Рим, Getty Images
/upload/iblock/e12/e120feea72b41c3ad22d383ce7cca77c.jpg
XII в., Храм Рождества Христова, Вифлеем, Президентский комитет Палестины по реставрации Храма Рождества, Саймон Норфолк
/upload/iblock/adc/adca97073d5cc62e8ac14cc0f1ea4871.jpg
XIV в., Джотто, Ватиканский музей, Scala/Art Resource, NY
/upload/iblock/049/0495ce106f716c0a937bbbcef8be9719.jpg
XXI в., изображение, созданное разработанной Ричардом Нивом компьютерной программой на основании судебно-медицинской экспертизы черепа еврейского мужчины, жившего в I веке нашей эры, Getty Images
/upload/iblock/e0b/e0b4830ddfb115f022e2de18d5ee02c2.jpg
ХХ век, японский художник [??], храм Благовещения, Назарет, Getty Images
/upload/iblock/980/98002c5661b1a255f7b70e67f824cf0c.jpg
Getty Images
/upload/iblock/434/434725777cee67b58b1cc5696764a767.jpg
Getty Image
/upload/iblock/67e/67e6d9f845470b8e225d195cb18f45b1.jpg
Нэцкэ из слоновой кости, музей Гиме, Париж, Getty Images
/upload/iblock/add/add5133e8edf265dc56067b7b3e906e6.jpg
XVII в., Эль Греко, музей Прадо, Мадрид, Getty Images
/upload/iblock/d9c/d9c6d663b7c7df5ab1aab5079b7ec8a2.jpg
XVI в., Лодовико Карди (Чиголи), Музей Метрополитен, Нью-Йорк, Art Resource, NY
/upload/iblock/0d8/0d8f8f94dd20f414369070ac689846ef.jpg
XVI в., Чима де Конельяно, Национальная Галерея, Лондон, Getty Images
/upload/iblock/e5b/e5bdd125f8d8d45fb92e51b7a1456aae.jpg
XVI в., Аньоло Бронзино, базилика Санта-Кроче, Флоренция, Италия, Alamy Stock Photo
/upload/iblock/634/6345adee861b9a1cfe5eac87d5d287d9.jpg
XVI в., Рафаэль, Пинакотека Тозио Мартиненго, Брешиа, Италия, Getty Images
/upload/iblock/94a/94a1164c8163fa66b4545703d5a01ba8.jpg
XV в., Донато Браманте, Пинакотека Брера, Милан, Getty Images
/upload/iblock/452/452639abab21e84c60d7546d4e12dec3.jpg
XV в., Андрей Рублев, Третьяковская галерея, Москва, Getty Images
/upload/iblock/45a/45a696007a7bc2aeac5e3ef564a44a61.jpg
VI в., Храм святых Космы и Дамиана, Рим, Scala/Ministero dei Beni e delle Attivita` Culturali e del Turismo/Art Resource, NY
Верующие почитают его как Сына Божия. Скептики воспринимают как миф. Художники рисуют его со своих современников. А историки и археологи продолжают скрупулезно отделять факты от вымысла.
Иерусалимский кабинет Эудженио Аллиаты недвусмысленно говорит о том, что его хозяин предпочитает работать под открытым небом, в пыли и грязи, а не сидеть в четырех стенах, очищая и рассортировывая прежние находки. В углу пылится груда вышедшей из строя оргтехники, полки забиты докладами о результатах раскопок вперемешку с рулетками и прочими инструментами. Все то же самое можно увидеть в кабинете любого другого археолога, с которыми я встречалась на Ближнем Востоке, – за тем лишь исключением, что Аллиата одет в шоколадно-коричневую рясу францисканца, а помещение, где он работает, находится в монастыре Бичевания. Согласно преданию, монастырь этот стоит на том самом месте, где римские солдаты бичевали приговоренного к смерти Иисуса Христа и надевали ему на голову терновый венец.

Слово «предание» в этом уголке мира слышишь постоянно, ибо сюда, на Святую землю, течет бесконечный поток туристов и паломников, желающих своими глазами увидеть десятки мест, которые связывают с жизненным путем Христа – от Вифлеема, где, как сказано в некоторых из Евангелий, он родился, до храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Источниковеды подозревают, что евангелисты намеренно перенесли место рождения Иисуса в Вифлеем.
Для меня, археолога, ставшего журналистом, но помнящего, что целые культуры переживали расцвет и падение, не оставив после себя почти ничего, поиски артефактов, связанных с жизнью одного человека, представляются делом безнадежным – все равно что гоняться за призраком. И раз уж этот призрак – не кто иной, как Иисус Христос, которого более двух миллиардов обитателей нашей планеты считают Сыном Божиим, – что ж, вполне допустимо уповать в поисках его следов на божественный промысел. Вот почему каждый раз, приезжая в Иерусалим, я снова прихожу в монастырь Бичевания, где отец Аллиата всегда рад ответить на мои вопросы, проявляя при этом поразительное терпение. Будучи профессором христианской археологии и директором музея Studium Biblicum Franciscanum, научной организации ордена францисканцев, он служит миссии, которую взял на себя орден семь столетий назад: оберегать и охранять христианские древности Святой земли. С XIX века эта задача включает в себя еще и археологические изыскания.

Как человек верующий, отец Аллиата, похоже, совершенно спокойно относится к тому, что нового может – или не может – открыть нам археология из жизни главной фигуры христианства. «Крайне сомнительно, чтобы могли сохраниться археологические свидетельства о конкретном человеке, жившем две тысячи лет назад, – признает он, откидываясь в кресле и складывая руки на груди. – Но нельзя отрицать, что Иисус оставил заметный след в истории».

С этим, конечно, не поспоришь. Взять хотя бы такое свидетельство, как тексты Нового Завета, в особенности первые четыре его книги – Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, пусть их авторство и время создания и вызывают самые жаркие споры. Но как эти древние тексты и еще более древние предания, которые их породили, соотносятся с работой археолога?

/upload/iblock/ed4/ed44daaaedbbec7aa26dca9fd9a94ec9.jpg
 Верующие, заполнившие храм Гроба Господня в Иерусалиме, окружают отреставрированную эдикулу (Кувуклию) – купольную часовню, которая, согласно преданию, построена на месте, где был погребен Иисус Христос. Часовня попала в мировые новостные ленты в 2016 году, когда реставраторы обнажили остатки древней гробницы, ранее скрытой за богато украшенными стенами.

«Предание оживляет археологию, а археология оживляет предание, – рассуждает отец Аллиата. – Иногда они уживаются хорошо, а иногда – нет (Пауза, едва заметная улыбка.), – и это гораздо интереснее».

И вот, с благословения отца Аллиаты, я отправляюсь по следам Христа, чтобы понять, как христианские предания выглядят на фоне открытий археологов, начавших серьезные раскопки на Святой земле около полутора веков назад. Прежде чем начать паломничество, я должна осмыслить взрывоопасный вопрос, от которого нельзя отрешиться, когда речь идет об исследованиях, связанных с личностью Христа: возможно ли, что Иисуса никогда не существовало? Что история, запечатленная на церковных витражах и фресках, – просто выдумка? Так считают некоторые откровенные скептики – но, как я выяснила, далеко не все ученые, включая археологов, чья работа во многом заключается в том, чтобы спускать воспарившую фантазию на грешную землю.

«Я не знаю ни одного историка, который сомневался бы в существовании Христа, – заявил Эрик Мейерс, археолог и почетный профессор иудаистики Университета Дьюка. – Детали обсуждаются веками, но ни один серьезный исследователь не ставит под сомнение то, что Иисус – историческая личность».

Примерно то же я слышала от Байрона Маккейна, археолога и профессора истории Флоридского атлантического университета. «Мне в голову не приходит ни одного другого примера, чтобы исторический деятель так идеально вписывался бы в свою эпоху, но его существование все равно отрицали бы», – сказал он.

Даже Джон Доминик Кроссан, бывший священник и сопредседатель «Семинара Иисуса», скандально известной организации богословов, считает, что скептики перегибают палку. Очевидно, нашим современникам трудно принимать всерьез истории о чудесных деяниях Христа, таких как воскрешение покойника через четыре дня после смерти. Однако это не повод делать вывод о том, что Иисус Назарянин всего лишь вымысел религиозных фанатиков.

/upload/iblock/d0c/d0c4f36efd354cd822f8b76ec43c1c36.jpg
 В Евангелии от Иоанна сказано, что, прибыв в Иерусалим, Иисус исцелил расслабленного (то есть парализованного) человека рядом с окруженной пятью рядами колонн ритуальной купальней у Овечьих ворот. Недавно археологи обнаружили в этом месте остатки купальни под руинами древних церквей.

«Вы можете сказать, что ходить по воде нереально, и, значит, его не было. Но дело-то не в этом, – пояснял мне Кроссан в телефонном разговоре. – Тот факт, что он совершил определенные деяния в Галилее, а затем в Иерусалиме, и его поступки послужили причиной его казни – все это, на мой взгляд, прекрасно соотносится с историческими реалиями».

Изучающие жизнь Христа историки разделились на два противоборствующих лагеря, между которыми проходит резкая идеологическая граница. Одни верят в то, что истинный Иисус – чудотворец из Евангелий. Другие считают, что настоящий Иисус, человек, жизнь которого послужила основой для формирования мифа, – спрятан между строками Евангелий, и его нужно найти с помощью археологов и источниковедов-библеистов. Оба лагеря трактуют археологические находки в свою пользу, еще больше обостряя споры.

Кем бы ни был Иисус Христос – Богом, человеком или литературной мистификацией, – этническое разнообразие и религиозное рвение современных последователей предстает передо мной во всей красе, когда я приезжаю в Вифлеем, древний город, с которым верующие связывают рождение Христа.

Экскурсионные автобусы, пересекающие контрольно-пропускные пункты на Западном берегу реки Иордан, перевозят настоящую ООН в миниатюре. По очереди автобусы паркуются и высаживают паломников, щурящих глаза на слепящем солнце: индианки в ярких сари, испанцы с рюкзаками, на которых красуются эмблемы церковных приходов, эфиопы в белоснежных одеяниях с ярко-синими распятиями, вытатуированными на лбу.

/upload/iblock/1f0/1f0370807ad0249f7c6f6570d237d262.jpg
 На украшенной драгоценными камнями панагии, элементе облачения Феофила III, Патриарха Святого града Иерусалима и всей Палестины, изображены Дева Мария и Младенец Иисус.

Я присоединяюсь к группе нигерийских паломников на Ясельной площади и вместе с ними прохожу через низкие ворота церкви Рождества Христова. Стены приделов завешены брезентом, рядом – строительные леса. Реставраторы счищают многовековой слой свечной копоти с позолоченных мозаик XII века, расположенных вдоль верхних галерей (украшенные искусной резьбой кедровые балки много старше – они датируются VI веком). Мы осторожно обходим участок пола, открытый, чтобы обнажить самую раннюю кладку церкви, построенной в 339 году по указу Константина, первого римского императора, принявшего христианство.

Затем спускаемся по лестнице в освещенный лампой грот, к небольшой отделанной мрамором нише. Здесь серебряная звезда указывает место, где, согласно преданию, родился Иисус Христос. Паломники встают на колени, чтобы поцеловать звезду и приложиться ладонями к прохладному отполированному камню. Вскоре церковный служитель просит их поторопиться, чтобы дать другим возможность прикоснуться к святыне – и, через нее, к Сыну Божьему.

Церковь Рождества Христова – старейшая христианская церковь, в которой в наши дни проходят богослужения, но не все богословы разделяют убеждение, что Иисус из Назарета родился в Вифлееме. Только в двух из четырех Евангелий говорится о рождении Христа, причем по-разному: Лука рассказывает о яслях и пастухах, а Матфей – о волхвах, избиении младенцев и бегстве в Египет. Источниковеды подозревают, что евангелисты намеренно перенесли место рождения Иисуса в Вифлеем, чтобы изобразить его тем самым Мессией, который, согласно Ветхому Завету, должен был явиться на свет именно в этом иудейском городе.

Археология тут держит нейтралитет. В конце концов, каковы шансы обнаружить какие-либо доказательства короткого пребывания небогатой еврейской пары через две тысячи лет? Более того, в ходе раскопок в церкви Рождества Христова и в ее окрестностях до сих пор не найдено ни одного артефакта, относящегося ко времени Христа, и никаких признаков того, что ранние христиане считали место священным. Первое явное свидетельство почитания восходит к III веку, когда богослов Ориген Александрийский, посетив Палестину, записал: «В Вифлееме показывают пещеру, где родился Иисус». А в начале IV века император Константин послал своих представителей на Святую землю, чтобы определить места, связанные с жизнью Христа, и почтить их храмами, и те возвели над пещерой церковь, предшественницу современной церкви Рождества Христова.

/upload/iblock/98c/98c2031e0b847b2fa8977365c172dad2.jpg
 Развалины Иродиона, одной из крепостей Ирода Великого, напоминают о деспотичной власти Римской империи. Некоторые ученые рассматривают личность Христа как революционера, которого интересовало в первую очередь не спасение душ, а смена режима.

Многие из ученых, с которыми я говорила, не имеют определенного мнения о месте рождения Христа. По их словам, старая поговорка, которую я узнала на лекциях по археологии: «Отсутствие доказательств – это не доказательство отсутствия» – очень сюда подходит.

След исторического Иисуса теряется в Вифлееме, но в ста километрах севернее, в Галилее, холмистой области на севере Израиля, он проступает отчетливее. Как указывает прозвище Иисуса – Назарянин, он рос в Назарете, небольшой деревне на юге Галилеи. Ученые, которые рассматривают Христа исключительно как человека – религиозного реформатора, революционера или даже подстрекателя к своего рода еврейскому джихаду, – изучают политические, экономические и социальные течения Галилеи I века новой эры, чтобы выявить силы, породившие его как личность и определившие его жизненный путь.

Самой могущественной из сил, влиявших на жизнь в Галилее в то время, была Римская империя, покорившая Палестину за 60 лет до рождения Иисуса. Почти все евреи возмущались политикой Рима – репрессивными налогами, идолопоклоннической религией, и многие ученые считают, что протестные выступления коренных жителей подготовили почву для явления еврейского агитатора, который обрел популярность, осуждая богатых, могущественных и благословляя бедных, отверженных.

Другие полагают, что влияние греко-римской культуры сформировало Иисуса как защитника не столько еврейских, сколько общечеловеческих ценностей. В 1991 году Джон Доминик Кроссан опубликовал бестселлер «Исторический Иисус», где доказывал, что настоящий Иисус был странствующим мудрецом, чей контркультурный образ жизни и подрывные изречения имели поразительное сходство с философией киников. Эти бродячие философы Древней Греции, хотя и не были циниками в современном смысле слова, презирали такие социальные устои, как стремление к богатству и высокому общественному положению.

/upload/iblock/79b/79b089524ab269627258ff0e2b461113.jpg
 Колонны частично отреставрированной синагоги в Капернауме, датируемой II–V веками, стоят на фундаменте более древней постройки, где, по мнению некоторых ученых, мог бывать Иисус. Неподалеку археологи обнаружили жилой дом – возможно, жилище апостола Петра, – дом явно почитался ранними христианами.

На столь крамольное утверждение Кроссана отчасти вдохновили археологические открытия, свидетельствующие о том, что Галилея, традиционно считавшаяся тихой сельской местностью, во времена Иисуса урбанизировалась и романизировалась намного активнее, чем представляли до недавнего времени ученые. Дом, где прошло детство Иисуса, находился в пяти километрах от Сепфориса, центра этой римской провинции. Город не упоминается в Евангелиях, но, по логике вещей, масштабное строительство, начатое правителем Галилеи Иродом Антипой, должно было привлечь опытных мастеров из всех окрестных деревень. Историки не исключают, что Иисус, молодой плотник, живший неподалеку, мог работать в Сепфорисе. Не менее вероятно, что он, как любой думающий молодой человек, подвергал сомнению принципы своего религиозного воспитания и пытался выйти за традиционные для того времени границы.

Прекрасным весенним днем, когда дожди, благодаря которым склоны галилейских холмов украсились дикими цветами, прекратились, я гуляю по развалинам Сепфориса с Эриком и Кэрол Мейерс, археологами из Университета Дьюка, к которым я обратилась за советом в начале своего путешествия. Супруги 33 года вели раскопки на обширном участке, вокруг которого идут научные споры о том, насколько Галилея была иудейской и много ли оставалось в самом Иисусе от правоверного еврея.

Высокий седовласый Эрик Мейерс останавливается перед грудой рухнувших колонн. «Это было не очень просто», – вспоминает он затянувшийся на несколько десятилетий спор о влиянии эллинизированного города на молодого деревенского еврея. Потом он поднимается на вершину холма и указывает на тянущийся вдаль аккуратный раскоп. «Нам пришлось работать на месте лагеря времен войны 1948 года, где, помимо всего прочего, обнаружился неразорвавшийся сирийский снаряд, чтобы добраться до этих домов, – поясняет он. – И под ними мы нашли миквы!»

По крайней мере 30 микв – небольших еврейских ритуальных бассейнов для омовения – было обнаружено в этом квартале Сепфориса. Наряду с находками ритуальных каменных сосудов, миквы недвусмысленно свидетельствуют о том, что даже этот имперский римский город во времена юности Иисуса оставался под влиянием иудаизма. Это и другие открытия, сделанные в ходе раскопок в Галилее, привели к новому пониманию эпохи Иисуса. Так, Крейг Эванс, историк раннего христианства из Хьюстонского баптистского университета, считает, что «благодаря археологии произошли большие перемены в восприятии Иисуса: из эллинизированного космополита он превратился в ортодоксального еврея».

/upload/iblock/09a/09a542d811040e42557b257cdde1b509.jpg
 Магдальский камень, найденный при раскопках в синагоге родного города Марии Магдалины, представляет собой, как полагают ученые, модель Иерусалимского храма и, вероятно, служил ритуальной подставкой для Торы. Фотография сделана в запасниках национальной сокровищницы Израиля.

Когда Иисусу было около 30 лет (а, может, и за 40, если опираться на некоторые исторические факты из Евангелий), он вошел в реку Иордан с Иоанном Крестителем и, согласно Новому Завету, испытал нечто, изменившее его жизнь. Выходя из воды, Иисус увидел, что Святой Дух снизошел на него, «подобно голубю», и услышал глас с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лука 3: 21). С этой божественной встречи в Галилее началась его миссия проповедника, которая закончилась три года спустя казнью в Иерусалиме.

Одной из первых остановок на его пути был Капернаум, рыбацкий городок на северо-западном берегу большого Генисарейского озера, часто именуемого морем Галилейским. Здесь Иисус встретил рыбаков, которые стали его первыми последователями – Петр и Андрей вытаскивали сети, Иаков и Иоанн чинили их.

Место паломничества в рыбацком Капернауме, который в христианских путеводителях называют «городом Иисуса», сегодня принадлежит францисканцам и окружено высоким забором. Знак у ворот ясно показывает, кто и что не допускается за ними: собаки, оружие, сигареты и короткие юбки. Прямо за воротами стоит нелепая современная церковь на восьми колоннах, похожая на космический корабль, парящий над руинами. Это мемориал Святого Петра, освященный в 1990 году над местом одного из крупнейших археологических открытий, связанных с историей Иисуса. Из окон церкви открывается потрясающий вид на озеро, но все взгляды направлены к центру здания: посетители перегибаются через перила и сквозь стеклянный пол разглядывают руины восьмигранной церкви, построенной около полутора тысяч лет назад. В 1968 году, когда францисканцы начали здесь раскопки, они обнаружили, что восьмигранник возведен на остове жилого дома I века, который сам был в короткое время перестроен в место для общественных собраний.

/upload/iblock/884/88493baee769d7ecdb542bee228f8a6d.jpg
 На Пасху мужчины-самаритяне поднимаются на гору Гаризим – здесь, а не в Иерусалиме, уверены они, должен стоять истинный Храм Божий. Во времена Христа самаритян презирали, считая нечестивыми, – но Иисус в одной из своих самых знаменитых притч приводит историю «доброго самаритянина» как пример любви к ближнему.

Ко второй половине I века грубые каменные стены дома оштукатурили, а кухонную утварь заменили масляными лампами, характерными для места общинных собраний. Позднее на стенах появились мольбы к Христу, а в IV веке, когда христианство стало официальной религией Римской империи, жилище перестроили в искусно украшенную церковь. С тех пор здание называют Домом Петра. Неизвестно, жил ли в нем сам апостол, но ученые этого не исключают.

Евангелия сообщают, что Иисус излечил тещу Петра, больную горячкой, в ее доме в Капернауме. Слух о чуде быстро распространился, и к вечеру у дверей собралась толпа страдальцев. Иисус исцелял больных и бесноватых. Рассказы о толпах, приходивших к Иисусу для исцеления, согласуются с фактами, которые археология открывает о Палестине I века, где были распространены такие болезни, как проказа и туберкулез. Проведенное археологом Байроном Маккейном исследование погребений показало, что во многих из них (от двух третей до трех четвертей) лежали останки детей и подростков, умерших от заразных заболеваний. У переживших опасный период взросления шансы дожить до старости заметно увеличивались, поясняет Маккейн: «Похоже, во времена Иисуса главным было преодолеть 15-летний рубеж».

Из Капернаума я направляюсь на юг, вдоль моря Галилейского, к сельскохозяйственной коммуне – кибуцу, где в 1986 году было сделано поразительное открытие, потребовавшее экстренного вмешательства археологов. Здесь 30 лет назад из-за сильной засухи уровень воды в озере резко понизился, и, когда два брата, живших в кибуце, отправились искать на илистом дне древние монеты, они набрели на едва заметный остов лодки. Исследовавшие лодку археологи обнаружили внутри нее и рядом с кормой артефакты, относящиеся к римской эпохе. Радиоуглеродная датировка позже подтвердила: лодка относилась примерно к тому времени, когда жил Иисус.

/upload/iblock/1e0/1e0332ad3eba24b65350f75e9e78e04d.jpg
 Сцены из жизни Христа – Рождество, Вход в Иерусалим и Тайная вечеря – украшают маленький придел Коптской православной церкви в храме Гроба Господня. В этом просторном храме уживаются несколько христианских церквей, каждой принадлежит его придел или какой-нибудь другой участок. Ключи от храма доверено хранить живущей поблизости мусульманской семье.

Усилия, направленные на то, чтобы держать это открытие в тайне, не увенчались успехом. Новость о «лодке Иисуса» вызвала массовое нашествие охотников за реликвиями, которые прочесывали берег озера, угрожая хрупкому артефакту. Тут снова пошли дожди, и уровень воды в озере начал подниматься. Последовавшая за этим круглосуточная спасательная операция была настоящим археологическим подвигом: как правило, на разработку и выполнение подобного проекта требуется несколько месяцев, а то и лет, но тогда все сделали за 11 дней. При контакте с воздухом пропитанные водой доски неминуемо должны были бы разрушиться. Поэтому их укрепили стекловолокном и полиуретановой пеной, после чего переместили в безопасное место. Сегодня драгоценная находка – жемчужина музея, построенного в кибуце. Размеры судна – около двух метров в ширину и восьми в длину – указывают на то, что в нем вполне могли разместиться 13 человек. Впрочем, нет никаких доказательств того, что Иисус и апостолы использовали именно эту лодку. Честно говоря, смотреть особо не на что: сохранился деревянный каркас, который в свое время не раз подлатывали и ремонтировали, пока с него в конце концов не сняли все, что могло еще пригодиться, и не затопили.

«Хозяевам пришлось нянчиться с лодкой до последней возможности, – говорит Кроссан, сравнивший судно с автомобилями, которые можно увидеть в Гаване. – Но историческая ценность лодки невероятно велика. Выяснив, каких усилий стоило поддерживать эту посудину на плаву, я многое понял об экономике рыболовства во времена Христа».

Другое важное открытие было сделано в двух километрах к югу от «лодки Иисуса», на месте древней Магдалы – родины Марии Магдалины, преданной последовательницы Иисуса. Францисканцы начали раскопки города в 1970-х годах, но северная половина принадлежала обанкротившемуся прибрежному курорту «Гавайи-Бич». И тут на авансцену вышел отец Хуан Солана, которого папа римский назначил директором гостевого дома для паломников в Иерусалиме. В 2004 году Солана почувствовал, что Христос повелевает ему построить дом для паломников в Галилее, и приступил к сбору средств и скупке участков на береговой линии, включая прогоревший курорт.

/upload/iblock/3d6/3d6471ea024f4334380f3f4c2f3906ad.jpg
 Согласно Евангелиям, всего за несколько часов до своего пленения Иисус молился в Гефсиманском саду. Название, вероятно, происходит от арамейского слова, означающего пресс для отжима оливкового масла. Сегодня множество паломников приходят в эту оливковую рощу за стенами Иерусалима, чтобы вспомнить самую мрачную ночь в жизни Христа.

В 2009 году, когда строительство должно было вот-вот начаться, археологи из Управления древностей Израиля провели, как того требует закон, осмотр участка. Спустя несколько недель исследований их ждало поразительное открытие: руины синагоги времен Иисуса – первое такое строение, обнаруженное в Галилее. Открытие было особенно значимо: оно ставило под сомнение представления о том, что в Галилее первые синагоги появились лишь спустя несколько десятилетий после смерти Иисуса. Самая поразительная находка оказалась в центре строения: каменный куб с изображением семисвечника-меноры – символа Иерусалимского храма. Магдальский камень, как теперь называют артефакт, разрушил некогда бытовавшие представления о том, что галилеяне были нечестивыми горцами, оторванными от религиозного центра Израиля.

В ходе дальнейших раскопок специалисты раскрыли целый город на глубине менее полуметра. Руины так хорошо сохранились, что Магдалу начали называть «израильскими Помпеями». Археолог Дина Авшалом-Горни проводит меня по раскопкам, указывая на то, что осталось от кладовых, базальтовых зданий, ритуальных ванн и района, где обрабатывали и продавали рыбу. (Рыбный соус Магдалы был очень популярен в Древнем мире.) «Я легко могу представить, как женщины покупали рыбу на рынке прямо там», – говорит она, кивая в сторону оснований каменных прилавков. И, кто знает, возможно, среди тех женщин была и знаменитая уроженка города, Мария Магдалина.

Отец Солана подходит, чтобы поприветствовать нас, и я спрашиваю его, что он говорит посетителям, которые хотят знать, ходил ли Иисус по этим улицам. «У нас нет однозначного ответа, – признается он, – но мы видим, сколько раз в Евангелиях упоминается, что Иисус посещал галилейские синагоги. Нет причин отрицать, что Иисус бывал здесь, или сомневаться в этом». Особенно, если учесть тот факт, что синагога действовала при его жизни, а до Капернаума плыть под парусом совсем недолго.

/upload/iblock/2c1/2c124b0abadd0697aae80d14a5c2751c.jpg
 Распятие считалось у римлян самой позорной казнью. Найденная в семейной гробнице пяточная кость распятого человека опровергает утверждения о том, что Иисуса, казненного, как преступника, не могли похоронить в соответствии с обычаем.

На каждой остановке в моем путешествии по Галилее поначалу едва заметный след Иисуса, казалось, становился все отчетливее. Но только когда я возвращаюсь в Иерусалим, его присутствие становится буквально осязаемым. В Новом Завете этот древний город – место, где он сотворил многие чудеса и где произошли самые драматические события в его жизни: Вход Господень в Иерусалим, изгнание торговцев из храма, чудеса исцеления в Овчей и Силоамской купелях (обе они были найдены археологами), Тайная вечеря, Моление о чаше в Гефсиманском саду, распятие, положение во гроб и Воскресение.

В отличие от противоречивых рассказов о рождении Иисуса в описании его смерти все четыре Евангелия достигают почти полного согласия. После прибытия в Иерусалим на Пасху Иисуса приводят к первосвященнику Каиафе и обвиняют в богохульстве и угрозах разрушить храм. Приговоренный к смерти римским прокуратором Понтием Пилатом, он был распят на холме за городскими стенами и погребен неподалеку в гробнице, вырубленной в скале.

Место, где, согласно преданию, находилась эта гробница и где сейчас высится храм Гроба Господня, считается самым почитаемым и священным в христианстве. Именно здесь я впервые ощутила желание отправиться на поиски истинного Иисуса. Стоя плечом к плечу с паломниками, ожидающими входа в крошечную часовню, я вспоминаю ночи, проведенные в пустой церкви с группой реставраторов, когда я осматривала темные уголки с могилами предводителей крестоносцев. Я восхищаюсь археологическими открытиями, заставляющими поверить в то, о чем говорят предания, окружающие смерть Иисуса: богато украшенный оссуарий, где, возможно, лежат кости Каиафы; инсигния, подтверждающая, что Иудеей правил Понтий Пилат, а также пяточная кость, пробитая железным гвоздем для распятия, найденная в Иерусалиме в могиле еврея Иоханана.

MM8524_161229_03810.jpg 
Паломник молится в храме Гроба Господня перед Камнем Помазания, на котором тело Иисуса было умащено благовониями перед погребением.

Сегодня, на Пасху, я снова оказываюсь в гробнице, только на этот раз я втиснулась сюда вместе с тремя русскими женщинами в платках. Облицовка защищает Гроб Господень от поцелуев, а также от четок и бумажек с молитвами, которыми верующие постоянно водят по отполированной веками поверхности. Самая молодая шепчет молитвы, обращенные к Иисусу: просит излечить ее сына Евгения, больного лейкемией. Священник, стоящий у входа, напоминает, что наше время истекло. Женщины неохотно поднимаются с колен.

И в этот момент я понимаю, что поиски истины будут бесконечными, а неразрешимые вопросы и противоречия никуда не денутся. Однако для истинно верующих сама их вера в жизнь, смерть и Воскресение Сына Божия дает ответы на все вопросы.