Экомарафон «#ЯБерегуПланету»
История

В Польше найдено странное захоронение: у ребенка во рту – череп птицы

07 июня 2021
35220065383_d1d03d3e5f_o.jpg
Фото: Bill Tyne / Flickr
sk1.jpg
Фото: Fundacja PAP
sk2.jpg
Фото: Miron Bogacki/Fundacja PAP
Это одно из самых необычных в мире захоронений.

В одной из пещер на Краковско-Ченстоховской возвышенности в Польше давным-давно была найдена очень необычная могила: девочка в возрасте от 10 до 12 лет была похоронена с черепом зяблика во рту. Рядом с останками находился череп второй такой же птицы. Открытие было совершено около 50 лет назад, но приступить к детальному изучению находки ученые смогли только сейчас.

Захоронение было сделано относительно недавно – оно относится к периоду между 1750 и 1850 годами. Это тоже удивило ученых: ранее в пещерах было найдено множество могильников, но все они появились более 4,5 тысяч лет назад. Генетический анализ показал, что девочка не имела славянских корней – вероятнее всего, ее привели финские войска, которые поддержали шведское вторжение короля Карла Густава в Польшу в начале второй половины XVII века. В это время финно-карельские солдаты дислоцировались в замке Ojców, расположенном неподалеку от пещеры. Известно, что в лагерях, которые они создали, находилось множество пленных, в том числе женщин и детей, захваченных по пути продвижения войск.

Исследователи пытались найти похожие похоронные ритуалы в Скандинавии, но прямых аналогий не оказалось. Однако ученые отмечают, что в то время в некоторых регионах Финляндии христианство не было глубоко укоренено, и там сохранялись самые разные языческие ритуалы, а тайные лесные захоронения практиковались в Карелии, от побережья Белого моря до Финского залива, вплоть до XIX века.

Благодаря консультациям с коллегами из Финляндии польские ученые узнали, что там, как и во многих других культурах,  «птицы символизировали путешествие души после смерти». Но и в той стране специалисты не смогли назвать ни одной могилы, где находили бы птичьи головы.

Ученые выдвигали самые разные гипотезы – например, что девочка могла случайно съесть птицу, а застрявшая голова могла стать причиной ее смерти. Сложность в процесс исследования добавлял тот факт, что все недавние выводы сделаны только на основании изучения скелета ребенка и останков птиц, а также ранних записей. Археологи XX века, совершившие открытие, отправили череп девочки антропологам во Вроцлав, но он потерялся. Тем не менее, останки птиц удалось исследовать детально, и на них определенно нет следов зубов или порезов. Таким образом, зябликов поместили в захоронение намеренно, с ритуальными целями.

Короткая жизнь девочки была непростой: анализ костей показал, что она страдала от недоедания – настолько сильного, что оно могло стать причиной ее смерти. Ученым даже удалось установить, что обеих птиц убили осенью – но это максимум информации, которую пока что удалось получить.

Поделившись результатами исследования, археологи надеются, что однажды им удастся узнать больше о захоронениях с птицами во рту усопшего, но пока что это – единственный (и необъяснимый) пример такой практики.

Узнайте тайну массового захоронения бронзового века.

8 нетуристических мест заповедной Сибири