National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
История

В Турции обнаружили самую древнюю мозаику в мире

27 января 2020
Bronze-Age.jpg
Фото: Anacleto D'Agostino / Usa̧klı Höyük Archaeological Project
Она была сделана в бронзовом веке.

Артефакт представляет из себя тротуарный настил из цветных камней; его нашли во время раскопок примерно в 19 км к северу от Йозгата, города в центральной Турции. По мнению ученых, на этом месте располагался древний город хеттов, населяющих его примерно с XXI по XVI век до н.э.

В 2018 году во время работы на участке было найдено большое здание с террасой, относящееся к позднему бронзовому веку. Исследователи полагают, что здание служило храмом, посвященным богу бури, очень важному божеству хеттов. Рядом с этим зданием располагался внутренний двор, и именно в этом месте была обнаружена мозаика.

Мозаика в городе хеттов
Фото: Anacleto D'Agostino / Usa̧klı Höyük Archaeological Project
Аэрофотоснимок области раскопок, включая храм бога бури и мозаику бронзового века (выделена желтым).
Фото: Anacleto D'Agostino / Usa̧klı Höyük Archaeological Project

Площадка, на которой расположены цветные камни, представляет собой прямоугольник длиной семь метров и шириной три метра. Всего археологи обнаружили около трех тысяч камней неправильной формы. Более поздние мозаики сделаны из гладких и мелких камней, но ученые предполагают, что поверхность найденной ими мозаики могла быть сделана неровной намеренно, чтобы на этом участке не скапливалась скользкая грязь.

Мозаика разделена на три отдельные области, каждая из которых содержит несколько треугольников. Ученые полагают, что она была частью единой композиции с храмом. В исследовании сообщается, что эта находка «является первым свидетельством полихромного мозаичного пола с четким рисунком». Ранее самой древней мозаикой считалась мозаика, найденная в южной Анатолии и датированная IX веком до нашей эры.

Читайте также о том, как мальчик нашел 1500-летний артефакт, собирая грибы, или послушайте воссозданный голос 3000-летней мумии!