Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
История

Внутри детского древнеегипетского саркофага обнаружили куклу

National Geographic Россия
23 июля 2020
саркофаги.jpg
Во втором саркофаге нашли мумию птицы.

В течение многих десятилетий два небольших древних саркофага были частью коллекции Национального морского музея в Хайфе (Израиль), и, хотя их происхождение неизвестно, официальные записи музея позволяли предположить, что по крайней мере в одном из них находится мумифицированное тело ребенка. Однако новое исследование показало, что это не так.

Группа археологов просканировала саркофаги возрастом от 2500 до 3000 лет в больнице Рамбам в Хайфе с помощью компьютерной томографии. Результаты показали, что в одном маленьком саркофаге покоится не ребенок, а кукла, сделанная из растительного сырья. Она изображает Осириса – египетского бога плодородных сил природы и царя загробного мира. Внутри куклы находятся земля и зерно.

Во втором, «птичьем», саркофаге оказалась мумифицированная птица. Исследователи считают, что это сокол, который был символом Гора, древнеегипетского бога неба.

Это было одной из традиций древней цивилизации: когда в гробницу помещали мумию, туда же зачастую добавляли различные артефакты и мумифицированных животных, чтобы символически защитить усопшего и проводить его душу в загробную жизнь. Ученые отмечают, что эти два саркофага могли быть захоронены в гробнице фараона, как подношение богам от имени умершего.

Марсия Джавитт, ведущий автор исследования, пояснила, что древние египтяне мумифицировали многочисленных животных, включая кошек, крокодилов, мангустов и даже рыбу в качестве жертвоприношений либо пищи для умершего в загробном царстве. Птицы играли особо важную роль в погребальной культуре Древнего Египта, потому что их считали защитниками умерших.

В своем исследовании ученые объединили традиционное КТ-сканирование с современным двухэнергетическим КТ-сканированием, также известным как «спектральное КТ». С его помощью можно выяснить плотность исследуемого образца и различить материалы с одинаковой поглощающей способностью, дифференцируя ткани по их составу.

Авторы работы сообщили, что продолжат работу с целью определения происхождения саркофагов. По словам Джавитт, она и ее команда будут работать как «анатомические и археологические детективы», пока не ответят на все оставшиеся вопросы.

Почитайте о загадочной мумии, внутри которой ученые планировали обнаружить птицу, но вместо этого увидели мертворожденного ребенка.

Самые жуткие экспонаты известных музеев: фото