National Geographic №198, март 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Все, что известно о коронавирусе, распространяющемся по миру
История

Знатную китаянку похоронили вместе с ослами из-за ее любви к поло

18 марта 2020
_-.jpg
Фото: Washington University in St. Louis
Ученые сделали неожиданную находку в захоронении, датируемом IХ веком нашей эры.

В древности ослы использовались в качестве вьючного скота и надежного средства передвижения на многочисленных торговых маршрутах, однако их редко использовали для развлекательных мероприятий, особенно в элитных кругах. Так считалось до этого, но находка в могиле китайской дворянки заставила ученых пересмотреть свои представления об этих невзрачных на первый взгляд копытных.

Исследователи из Вашингтонского университета в Сент-Луисе обнаружили кости ослов в могиле Цуй Ши, дворянки, которая скончалась в 878 году нашей эры в районе современного китайского города Сиань. Археологи отмечают, что находка такого рода в могиле богатой женщины была для них неожиданной.

«Ослы были первыми вьючными животными, основной двигательной силой своего времени в Африке и Западной Евразии, но мы почти ничего не знаем об их использовании в Восточной Азии», — соавтор исследования Фиона Маршалл.

Маршалл отмечает, что раньше древние ослиные скелеты не попадались археологам в гробницах богатых людей, возможно, потому, что большая часть ослов гибла на торговых путях. Ослы, похороненные в могиле знатной женщины, предоставили очень редкую возможность выяснить место этих животных в восточноазиатских сообществах.

Ведущий автор исследования Сонгмей Ху говорит, что у такой дамы, как Цуй Ши, не было очевидных причин использовать ослов, не говоря уже о том, чтобы приносить их в жертву, чтобы отправиться с ними в свою загробную жизнь. Однако исследователям удалось пролить свет на загадку этого необычного захоронения.

Считается, что игра поло зародилась в середине первого тысячелетия в Средней Азии. Во времена династии Тан, которая управляла Китаем с 618 по 907 г. нашей эры, игра стала любимым развлечением королевской и других благородных семей. Император использовал соревнования по поло для выбора генералов. В их число входит и Бао Гао, муж Цуй Ши, который был назначен генералом императором Си-Цзуном после победы в матче.

_-.jpg
Washington University in St. Louis Фрагменты скелета осла в могиле Цуй Ши.

В основном в поло играли верхом на лошадях, однако это было довольно опасным видом спорта: один из императоров даже погиб во время игры. Поэтому некоторые дворяне, особенно женщины, предпочитали играть в поло на ослах. Хотя обе формы поло упоминаются в исторической литературе, конное поло является единственной формой, изображенной в искусстве и на артефактах.

Исследователи провели радиоуглеродное датирование и проанализировали размер и характер  деформаций на костях осла из могилы Цуй Ши. Их результаты показывают, что эти малорослые и активные копытные использовались в качестве верховых животных для поло. Итоги исследования опубликованы в журнале Antiquity.

Учитывая, что животных обычно хоронили вместе с владельцами для использования в загробной жизни, присутствие ослов с Цуй Ши позволило исследователям сделать вывод, что она хотела продолжать заниматься своим любимым видом спорта после смерти.

В целом, это исследование предоставляет первые физические доказательства того, что ослы использовались женщинами из высших слоев общества для игры в поло в императорском Китае. Оно также расширяет понимание роли ослов в далеком прошлом Восточной Азии.

Почитайте о необычных исландских лошадях.

Пять звезд на берегу Телецкого озера