National Geographic №196, январь 2020
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Человек

7 фактов о ботанике, который рискует жизнью, чтобы сохранить память о природе

27 декабря 2019
Познакомьтесь с Хулио Бетанкуром.

59-летний Хулио Бетанкур, биолог, профессор Колумбийского университета, уже три десятилетия занимается сбором образцов растений в глубоких джунглях Колумбии. Эта страна уступает по разнообразию животного и растительного мира только Бразилии. Неизменными спутниками Бетанкура всегда были садовые ножницы и блокнот, который со временем уступил место планшету.

Ученый сталкивался в джунглях с наркоторговцами, что неудивительно, учитывая, что около пяти процентов (169 тысяч гектаров) незаконных плантаций коки находятся в охраняемых природных зонах. Здесь же незаконно добывают золото с использованием методов, вредных для окружающей среды. К счастью, до сих пор доводы исследователя убеждали вооруженных людей не причинять ему вреда.

Однажды Бетанкур оказался на минном поле, выбраться с которого ему помогли местные жители. «Если бы не они, мы бы не рассказывали вам нашу историю», – говорит ботаник. Бетанкур убежден, что всегда стоит идти на риск, чтобы все могли узнать о столь богатом разнообразии видов в стране.

В гербарии Колумбийского университета находятся около 600 тысяч образцов различных растений. 23 тысячи из них собрал лично Бетанкур. Ботаник сравнивает гербарий с Великой Александрийской библиотекой в ​​Египте, одной из самых значительных библиотек древнего мира.

«Каждый раз, когда я беру ботанический образец, это похоже на запись страницы в книге наших лесов. В будущем, если растительность куда-то исчезнет, люди узнают, какие виды находились там, и смогут восстановить естественную историю этой территории», – Хулио Бетанкур.

В своих ранних экспедициях Бетанкур путешествовал по амазонским лесам, изучая виды, находящиеся под угрозой исчезновения. По оценкам Научно-исследовательского института биологических ресурсов им. Александра фон Гумбольдта в Боготе, по меньшей мере 2100 видов растений находятся под угрозой исчезновения из-за обезлесения. Из 30 000 растений, зарегистрированных институтом в Колумбии, 26 процентов являются эндемиками. С 2010 года Колумбия лишилась более миллиона гектаров джунглей.

Бетанкур коллекционирует бромелии, которые хранит в своем доме с большой террасой в Боготе. Эти растения с яркими цветами от красного до зеленого оттенков служат источником воды для животных во время засухи. Среди них есть вид, который никогда прежде не был задокументирован. Ученый заметил его высоко на дереве в саванне Боготы и поднялся, чтобы взять несколько образцов. Бетанкур, ставший автором наибольшего количества названий в гербарии Колумбийского университета, пока не решается дать имя этой бромелии.

Бетанкур стал героем документального фильма под названием Homo Botanicus, который рассказывает об ученых, работающих в тропических лесах Колумбии.