Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Как создаются корма для животных
Человек

Ценник влияет на восприятие вкуса вина

National Geographic Россия
25 марта 2021
_-.jpg
Фото: Wikimedia Commons
Чем дороже, тем вкуснее кажется.

В 2002 году один из самых престижных ресторанов Нью-Йорка угостил четырех работников с Уолл-стрит своей самой дорогой бутылкой вина: Mouton Rothschild 1989 года за $2000. После того, как вино было декантировано, один из самопровозглашенных знатоков вина, покрутил свой бокал, сделал глоток и начал хвалить вино за его чистоту. Через некоторое время выяснилось, что к столу случайно подали самую дешевую бутылку вина в меню — Пино-нуар за $18.

Растущие исследования психологии и нейробиологии дегустации вин показывают, что подобные ошибки совершаются постоянно. Одно из первых исследований, посвященных явному манипулированию ценой вина в ходе реалистичной дегустации, показало, что дешевое вино становится намного приятнее, когда участникам говорят, что у него более высокая цена.

Эксперимент проводился во время публичного мероприятия в Базельском университете в Швейцарии под руководством ученых из кафедры психологии.

Мероприятие собрало 140 участников и состояло из 15-минутной дегустации вин. Для каждой дегустации участникам выдавали свой стол и велели не общаться с другими участниками мероприятия, чтобы их мнение не влияло на чистоту эксперимента.

Затем на каждый стол было поставлено шесть маленьких бокалов вина, и посетителям предлагалось попробовать каждый бокал в определенной последовательности, полностью рандомизированной для каждого человека. После каждого глотка участникам было предложено очистить нёбо глотком воды и оценить вино на вкус и интенсивность.

Половина бокалов содержала три разных вина без какой-либо информации о ценах. В оставшихся бокалах было три разных вина низкой, средней и высокой цены с четкой этикеткой. В каждом случае одно, два или ни одно из этих вин с указанными ценами были намеренно промаркированы неверно. В случае неправильной маркировки отображаемая розничная цена была либо в четыре раза выше, либо в четыре раза ниже реальной стоимости.

Когда цена вина была скрыта, исследователи не обнаружили разницы в оценках вина, независимо от реальной цены. В случае с наличием ценников участники оценивали качество «более дорогого» вина намного выше.

«Таким образом, истина может и заключается в вине, но от цены все-таки зависит субъективное восприятие напитка», — авторы исследования.

Эти результаты в значительной степени соответствуют предыдущим исследованиям, которые показали, что манипулирование ценами на вино может фактически изменить восприятие его вкуса.

В 2008 году исследователи использовали функциональную МРТ для сканирования участников, когда они пробовали вина с обманчивой этикеткой. Когда цена на вино была повышена, участники, как сообщается, больше наслаждались вкусом, в то время как рейтинг интенсивности вина остался прежним.

В 2017 году последующие исследования подтвердили эти результаты. Просканировав мозг участников дегустации вин, исследователи обнаружили, что повышение цены на продукт в очередной раз улучшило субъективные оценки его вкуса. Более того, эта обманчивая цена увеличивала активность медиальной орбитофронтальной коры головного мозга, которая, как считается, кодирует ощущаемое удовольствие.

рекомендации
Вода

Что такое «Речной дозор» и чем там занимаются школьники

Вода

Как использовать воду экологично: 10 простых советов

Карта, Россия

Россия из дома: фотосборник по итогам конкурса «National Geographic Россия»

None